RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Новости

Новости

20 сентября 2017г. Москва

Бюджет без войны, но с полицией. Комментарий В.В. Климанова

Минфин предлагает со следующей трехлетки увеличить бюджетные расходы по нацбезопасности и в то же время сократить траты казны на оборону. Расходы на военные нужды по-прежнему составляют почти треть всех федеральных трат. В правительстве считают бюджет на предстоящую трехлетку вполне отвечающим социальным обязательствам государства. Хотя в нем и не предполагается индексация пенсий работающим пенсионерам или увеличение материнского капитала.

Вчера кабмин утвердил проект бюджета на 2018–2020 годы. Из него, в частности, следует, что со следующего года расходы бюджета по статье «Нацбезопасность и правоохранительная деятельность» увеличатся до 1,3 трлн руб. с 1,271 трлн руб. в 2017 году. Также, согласно документу, на 2019 и 2020 годы расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность планируются в размере 1,306 трлн руб. и 1,316 трлн руб. соответственно.

При этом на органы прокуратуры и следствия в 2018 году планируется выделить 101,14 млрд руб. А на нужды Росгвардии проектом госбюджета предусмотрено выделение около 655 млрд руб. на три года. В частности, в 2018 году на нужды ведомства планируется выделить 217,9 млрд руб., в 2019-м – 218,3 млрд руб., а в 2020-м – 219,2 млрд руб.

В свою очередь, следует из проекта документа, расходы казны по статье «Национальная оборона» на 2018 год, наоборот, предполагается сократить до 943,6 млрд руб. с текущих 1,021 трлн руб. В 2019-м предлагается направить на национальную оборону 860,6 млрд руб., а в 2020 году – 869,13 млрд руб. Заметим, на Вооруженные силы РФ расходы запланированы в размере 771,11 млрд руб. на 2018 год, а на 2019 и 2020 годы – 753,95 млрд руб. и 771,9 млрд руб. соответственно.

Однако даже несмотря на снижение, общие траты бюджета на оборону по-прежнему высоки: около 30%. «Основной же объем расходов предусматривается к направлению на социальную сферу – это 36,4%, оборона – 29%. Мы выполняем планы по закупкам вооружений и военной техники. Национальная экономика – 14,7%. Вот основные три структурных направления трат федерального бюджета», – перечислил вчера глава Минфина Антон Силуанов.

Очевидно, к национальной экономике можно отнести планируемые траты бюджета на поддержку сельского хозяйства. Правда, к примеру, объемы господдержки экспорта продукции сельского хозяйства в ближайшую трехлетку будут сокращаться. Так, согласно проекту бюджета, финансирование проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса АПК» на 2018 год запланировано в объеме 610,1 млн руб. Отметим, что в 2017 году на эти цели было предусмотрено 728 млн руб. В 2019 году этот показатель может снизиться уже до 565,7 млн руб., в 2020 году – до 491,7 млн руб.

В свою очередь, государство намерено нарастить расходы на финансирование мероприятий по борьбе с африканской чумой свиней. Так, на 2018 год на эти цели предусмотрено 481,6 млн руб., на 2019 год – 571,5 млн руб., на 2020 год – 585,2 млн руб.

На поддержку инвестиционного кредитования в АПК в 2018 году намечено направить 52,2 млрд руб. В 2019 и 2020 годах эта сумма может увеличиться до 55,5 млрд руб. в год. На льготное (краткосрочное) кредитование АПК в 2018 году предусмотрены субсидии в размере 44,15 млрд руб. Предполагается, что в 2019 году этот показатель снизится до 43,799 млрд руб., в 2020 году – до 42,913 млрд руб. В целом же финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года сохранится в объеме 222,2 млрд руб.

Проект документа также предполагает, что в 2018 году объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) сократится до 3,662 трлн руб. с 3,920 трлн руб. Далее прогнозируется его прирост – до 4,272 трлн руб. на конец 2019 года и 4,347 трлн руб. на конец 2020 года. Однако 2018-й станет последним годом, когда власти будут финансировать дефицит бюджета из ФНБ. Далее же ожидаются траты из ФНБ только на пенсионные накопления.

При этом, подчеркнули вчера в кабмине, проект бюджета на предстоящую трехлетку не предусматривает какого-либо повышения налогов. «С точки зрения налогов мы не предусматриваем какого-то увеличения нагрузки налоговой, наоборот, мы говорим о необходимости повышения сборов за счет лучшего администрирования. Это связано и с внедрением новых систем администрирования, таких как использование контрольно-кассовой техники, маркировка, улучшение прослеживаемости товаров», – указал глава Минфина.

Что примечательно, в тот же день министр финансов указал на то, что предложение по повышению акциза на бензин «уже согласовано». Увеличить акциз, таким образом, предполагается на 50 коп. за литр, вначале с 1 января, затем с 1 июля. В итоге повышение акцизов даст бюджету РФ около 60 млрд руб. в 2018 году и по 80 млрд руб. в 2019–2020 годах, заявил ТАСС замминистра финансов РФ Илья Трунин.

При этом в кабмине обещают, что новый проект бюджета позволяет выполнить все социальные обязательства. «Бюджет исходит из реальных финансовых возможностей и сформирован таким образом, что при любой экономической конъюнктуре социальные обязательства будут исполнены», – пообещал вчера премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства.

Впрочем, к «выполнению социальных обязательств» в правительстве подходят несколько выборочно. К примеру, с 1 января 2018 года пенсии будут проиндексированы на 3,7%. В свою очередь, социальные пенсии с 1 апреля 2018 года будут увеличены на 4,1%, уточнил глава Минтруда Максим Топилин. В целом пенсии неработающих пенсионеров с 2018 по 2020 год вырастут на 11%, обещает глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

Работающим же пенсионерам повезло куда меньше. «По работающим пенсионерам у нас предусматривается сохранение того режима, который действовал в текущем году, то есть мы не предусматриваем каких-либо индексаций в части работающих пенсионеров», – прокомментировал Силуанов, подчеркнув, что такая мера «не ухудшает положение работающих пенсионеров».

По-прежнему не индексируется и размер материнского капитала. В 2018 году он вновь составит 453 тыс. руб. 

По мнению экспертов «НГ», кардинальных изменений в бюджетной конструкции на предстоящий трехлетний период нет. «Так, решение заморозить расходы было принято еще в прошлом году. Относительной новизной выглядит сокращение расходов на нацоборону. Однако до этого несколько лет подряд эти расходы последовательно увеличивались», – замечает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Бюджетная политика не претерпевает кардинальных изменений, потому что сохраняется формирование бюджета при достаточно жестких ограничениях, связанных с исчерпанием средств Резервного фонда, соглашается завкафедрой госрегулирования экономики Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Климанов. «Продолжается политика сдерживания бюджетных расходов при неизменном выполнении взятых на себя государством обязательств в части социальных расходов, реализации различного рода крупных инвестиционных проектов, сохранении высоких расходов на национальную оборону и на силовой блок в целом. В этой связи говорить о том, что политика претерпевает какие-либо кардинальные изменения, нельзя», – делает вывод он.

Можно также говорить о наличии как минимум трех приоритетов нового бюджета, полагает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ирина Комарова. «Первый – ориентация на стимулирование инвестиционной активности в экономике посредством расширения возможностей льготного кредитования малого и среднего бизнеса, развития механизма государственно-частного партнерства. Второй – развитие цифровых технологий. Третий – сохранение социальной направленности бюджета через стимулирование строительства социальной инфраструктуры, расширение социальной защиты и поддержки отдельных групп населения», – перечисляет она.

Вместе с тем эксперты обращают внимание на расхождение декларируемых государством намерений и реальных действий. «Скажем, декларируется запрет на рост налогов «для добросовестных налогоплательщиков», одновременно с этим правительство обсуждает, например, рост акциза на топливо. Совсем недавно говорилось о введении утилизационного сбора на обувь – а ведь это не что иное, как налог, который, в случае если закон будет принят, будет платить каждый гражданин», – напоминает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

«Бюджет будет сверстан с дефицитом всего 1,3% к ВВП, тогда как бюджет 2017 года был сверстан исходя из 3,14% к ВВП», – обращает внимание аналитик компании «Алор Брокер» Евгений Корюхин, полагая, что так государство дает понять рынку, что намеренно избегает чрезмерных трат.

Источник:


html счетчик посещений