RU | EN
Тел.1: (495) 691-67-89
Тел.2: (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Статьи в журналах

Статьи в журналах

Архив: 2017201620152014201320122011201020092008200720062005200420032002

Точки роста как элемент стратегического планирования в регионах России / В.В. Климанов, К.В. Будаева

Региональные исследования, 2017

В практике региональной политики в России и зарубежных странах выделяется два типа государственного воздействия на пространственное развитие территории: выравнивающее и базирующееся на идее формирования точек или полюсов роста. Последние являются более эффективным механизмом в условиях новой нормальности (новой реальности) и высокой турбулентности макро-экономической среды. В статье представлен анализ отражения региональных точек роста в стратегиях социально-экономического развития макрорегионов и субъектов Российской Федерации. Выявлены различные случаи понимания точек роста в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, а именно: в качестве районирования или зонирования территории, как отдельные территории опережающего (интенсивного) экономического развития, при определении агломераций, территориальных кластеров, отдельных направлений или отраслей, а иногда и сразу несколько таких механизмов. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что формирование территориальных точек роста происходит в соответствии с разными принципами и слабо связано с уровнем социально-экономического развития региона.


Формы участия государственных учреждений в государственных программах Российской Федерации и приоритетных проектах (программах) / В.А. Яговкина

Финансовое право, 2017

http://lawinfo.ru/catalog/contents/finansovoe--pravo/11/

Статья посвящена анализу возможности участия государственных учреждений в осуществлении государственных программ и приоритетных проектов и выявленных форм такого участия как в организационном аспекте, так и в виде получения бюджетного финансирования.


Промежуточные итоги стратегического планирования в регионах России / В.В. Климанов, К.В. Будаева, Н.А. Чернышова

Экономическая политика, №5, 2017

http://ecpolicy.ru/archiv/2017/5#title

Целью исследования является определение итогов развития системы стратегического планирования на региональном уровне, которое является неотъемлемой частью государственного управления. Задачи исследования включают анализ специализированной нормативной правовой базы в сфере регионального стратегирования, обзор динамики разработки документов, анализ количественных показателей и качественного содержания документов, оценку тенденций развития системы стратегического планирования. Обеспечение взаимосвязи прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования является важнейшим условием повышения эффективности всей системы регионального стратегирования. В исследовании сделан акцент на соблюдении принципов, а также обеспечении взаимосвязи разработанных документов системы стратегического планирования регионального уровня. Исходными данными для исследования являлись нормативные правовые акты, в том числе с использованием базы данных «Консультант Плюс Регион», и официальные интернет-страницы органов исполнительной и законодательной власти. Данные о стратегиях и государственных программах представлены по состоянию на конец 2016 года. Проведена оценка степени нормативного и методического обеспечения планирования, проанализированы фактически действующие требования к содержанию стратегий и государственных программ, подходы к организации их разработки. Исследование показало, что большинство принципов стратегического планирования, заложенных в федеральном законодательстве, соблюдаются не в полной мере. Это касается принципа единства и целостности, который должен применяться, в частности, к методологии организации и функционирования системы стратегического планирования. Для регионального уровня значительной проблемой является также несоблюдение принципа сбалансированности системы стратегического планирования, который означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.


Формирование системы показателей для повышения открытости данных в социальной сфере (на примере государственной программы «Развитие науки и технологий на 2013-2020 гг.») / Е.В. Дмитришина, А.А. Михайлова, Д.А. Усков

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ. ПРАВО. ЭКОНОМИКА, №3-4, 2017

Статья посвящена механизмам и форматам предоставления открытых данных, которые использует Министерство образования и науки Российской Федерации с целью повышения информационной открытости.


Городская система России: тенденции и особенности развития / В.В. Климанов, Е.А. Коломак

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ. ПРАВО. ЭКОНОМИКА, №3-4, 2017

В работе представлен анализ изменений в городской системе России в постсоветский период. Особенностями страны являются большие межрегиональные различия в уровне урбанизации и в структуре городов, а также значительное число моногородов. Результаты анализа не выявили быстрых и кардинальных изменений в размере и структуре городской системы.


Структурно-содержательный анализ документов стратегического планирования в рамках целеполагания столичных городов регионов России / К.В. Будаева, З.И. Егоршева

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ. ПРАВО. ЭКОНОМИКА, №3-4, 2017

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение состояния документов стратегического планирования в рамках целеполагания на муниципальном уровне. Анализ базируется на обзоре стратегий социально-экономического развития административных центров регионов России. Основными рассматриваемыми вопросами стали аспекты утверждения стратегии, ее наименование и горизонт действия, сведения о цели, миссии, основных приоритетах развития, а также о структуре документа в соответствующих городах. Сформулированы выводы относительно общих подходов к разработке стратегий социально-экономического развития среди региональных центров.


Межбюджетные трансферты как механизм стимулирования роста экономики регионов/ А.А. Михайлова

Финансовый журнал, №3 (37), с.49-57, 2017

http://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2017/3/articles/fm_2017_3_04.pdf


Региональное стратегирование и программирование: итоги 2016 года / В.В. Климанов

Бюджет, №6, 2017

http://bujet.ru/article/322250.php

Принятый три года назад Закон № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стал важной вехой в системе государственного управления нашей страны. В 2016 году процесс актуализации и корректировки документов стратегического планирования с учетом новых требований нормативно-правового и институционального характера продолжился. Анализу состояния дел с региональными стратегиями и госпрограммами в прошлом году посвящен новый ежегодный доклад Института реформирования общественных финансов.


Вариативность в документах стратегического планирования в стране / В.В. Климанов, А.И. Сафина

Менеджмент и бизнес-администрирование, №1, 2017

http://www.mba-journal.ru/archive/2017/1/

Статья посвящена исследованию использования сценарного подхода в документах стратегического планирования в Российской Федерации. Документы стратегического планирования, зафиксированные в Федеральном законе № 72-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», многообразны, а инструменты, используемые в их разработке, не формируют единую систему. Использование сценарного подхода в Российской Федерации не распространяется на процесс стратегирования в общем, а присутствует в отдельных категориях документов стратегического планирования. В этой связи было выявлено, что процесс стратегирования в Российской Федерации несет частично вариативный характер, обуславливаясь разного рода причинами. В статье представлен анализ применения сценарных подходов на практике. Исследование базируется на изучении документов стратегического планирования и нормативно-правовых актов в сфере их разработки.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегирование, документы стратегического планирования, сценарии.

 


Разработка стратегий социально-экономического развития: компаративный анализ институциональной деятельности регионов России в 2015–2016 годах / К.В. Будаева

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. ЮГ РОССИИ. №1, с.57-66, 2017

http://re.volsu.ru/archive/

Система регионального стратегического планирования в России трансформируется с учетом новаций, связанных с внедрением принципов теории нового государственного управления, уже более пяти лет. В числе прочих модернизацию претерпела и нормативно-правовая база - в 2014 г. появился новый федеральный закон о стратегическом планировании, закрепивший новые законодательные условия в системе разработки стратегических документов.
Исследование, результаты которого представлены в статье, направлено на изучение состояния системы стратегического планирования, в частности, подходов к разработке стратегических документов, и посвящено анализу нормативно-правовых рамок осуществления стратегирования на региональном уровне, а также содержательным аспектам стратегий социально-экономического развития регионов. Анализ базируется на обзоре нормативно-правовых актов в сфере стратегического планирования регионального уровня: законов о стратегическом планировании и стратегий социально-экономического развития. Основными оцениваемыми аспектами явились как характеристики законодательства, так и стратегий, причем как формальные характеристики, так и анализ отдельных разделов. В частности, рассмотрен аспект, касающийся выбора стратегической альтернативы развития региона (сценария развития). Основными методами анализа стали контент-анализ, индуктивный и дедуктивный метод. Основные характеристики представлены на конец 2016 г.

 

 


Межсекторное взаимодействие как механизм создания социальных инноваций / А.А. Михайлова, А.К. Буравлева

Проблемы теории и практики управления, №3, 2017

http://www.uptp.ru/articles/upravlenie-sotsialnym-razvitiem/2274/

Раскрывается роль межсекторного взаимодействия как эффективного способа решения социальных задач, стоящих перед обществом. Рассмотрены три модели использования межсекторных взаимодействий в качестве механизма создания социальных инноваций. Подробно проанализированы особенности российской модели.

Оценка мировых практик показывает зависимость развития межсекторного партнёрства и процесса разработки социальных инноваций от ряда факторов, определяющих жизнедеятельность государства.
Российскую модель межсекторального взаимодействия можно охарактеризовать как смешанную, так как она сочетает в себе наличие трёх секторов, каждый из которых обладает определённой автономией и самостоятельностью, с главенствующей ролью сильного государства
Наибольший синергетический эффект при решении социальных задач достигается при одновременном взаимодействии всех трёх секторов.

 


Приоритеты развития государства в документах стратегического планирования стран Европы и России / В.В. Климанов, Н.А. Чернышова

Проблемы теории и практики управления, №3, 2017

http://www.uptp.ru/articles/gosudarstvennoe-upravlenie/2269/

Проведен сравнительный анализ текстов важнейших документов стратегического планирования национального уровня стран Европы и Российской Федерации. Выявлены различные подходы и конкурирующие принципы определения приоритетов, предложен вариант структурирования приоритетов для Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Представлено сравнение подходов к разработке приоритетов социально-экономического развития ЕС, отдельных стран Европы и Российской Федерации в документах стратегического планирования.
Выявлены два принципа определения приоритетов развития в документах стратегического планирования: 1) «интегральный», выражающийся в кратких формулировках, справедливых для всех секторов и отраслей экономики, которые далее трансформируются в цели и задачи государственной политики, и 2) «секторальный», выражающийся в формулировании приоритетов в соответствии с укрупненной секторально-отраслевой структурой экономики страны и структурой органов государственного управления.
Предложен вариант структурирования приоритетов для разработки Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

 


Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации / В.В. Климанов, А.М. Коротких, Е.В. Ивасько

Регион: экономика и социология, № 1 (93), 2017

http://ecsocman.hse.ru/region/

В статье анализируется территориальный подход в государствен- ном управлении на федеральном уровне. Обобщена деятельность феде- ральных органов государственной власти с целью выбора оптимальной системы их взаимодействия. На основе российского опыта и лучших за- рубежных практик построены функциональные схемы взаимодействия органов исполнительной власти территорий. Подтверждено, что мето- дологические основы синхронизации отраслевого и территориального подходов в государственном управлении в Российской Федерации не сфор- мированы, в том числе ввиду отсутствия приоритетов в применении ме- ханизмов отраслевого и территориального сценариев развития. Авторы считают целесообразным создание на федеральном уровне специализиро- ванных органов, действующих исключительно в рамках территориально- го подхода. В связи с этим с целью достижения большей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима корректировка сложившегося функционала их деятельности в соответ- ствии с предложенной оптимальной схемой взаимодействия.


Местное самоуправление в условиях кризиса: бюджетный аспект / В.А. Яговкина, Д.А. Недопивцева

Муниципальное имущество: экономика, право, управление, №1, 2017

http://www.lawinfo.ru/catalog/contents/municipalnoe-imushestvo-ekonomika-pravo-upravlenie/1/

В статье описывается состояние местных бюджетов в последние годы, а также избранные муниципалитетами стратегии выживания в условиях кризиса в экономике.

Ключевые слова: местные бюджеты, трансферты, доходы местных бюджетов, расходы местных бюджетов.

 


Финансирование науки в России: проблемы и перспективы / А.А. Михайлова, Д.А. Усков

Финансы, №1, 2017

http://www.finance-journal.ru/index.php?part=finance&num=201701

В статье рассматриваются вопросы финансирования фундаментальных исследований, а также внутренние затраты на исследования и разработки в Российской Федерации. Делаются выводы об основных проблемах и перспективах финансирования развития науки.
Ключевые слова: бюджетное финансирование, фундаментальные исследования, расходы на научные исследования и разработки.


Межбюджетные отношения в среднесрочной перспективе: экспертный взгляд / В.В. Климанов

Бюджет, №1, 2017

http://bujet.ru/article/315362.php

Дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти связаны с выбором из немалого числа альтернатив. Между тем затяжка в решении этих вопросов может поставить под угрозу перспективы экономического роста и повышения благосостояния населения.

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

Межбюджетные отношения - традиционно живая тема для дискуссий и среди экспертов, и среди тех, кто принимает решения в сфере государственного управления. Появившись как термин в 1990-е годы, межбюджетные отношения понимались по-разному: не сразу стало понятно, какую важную роль они играют во взаимоотношениях Федерации, ее регионов и муниципальных образований. Даже в Бюджетном кодексе формальное определение этого понятия неоднократно менялось. В итоге сейчас под ними понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Исходя из этого определения субъектами межбюджетных отношений выступают не органы государственной власти или местного самоуправления, тем более Министерство финансов или губернатор, а собственно Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Кроме того, даже из определения межбюджетных отношений в Бюджетном кодексе понятно, что они не ограничиваются пониманием того, какой объем трансфертов и в какой форме должен быть распределен между регионами или муниципалитетами, а включают более широкий круг вопросов.

 


Архив: 2017201620152014201320122011201020092008200720062005200420032002
html счетчик посещений