RU | EN
Тел.1: (495) 691-67-89
Тел.2: (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

12 апреля 2018ТАСС

Эксперты: создание макрорегионов позволит реализовывать крупные инфраструктурные проекты

Властям регионов необходимо договариваться с соседями о реализации флагманских проектов, которые будут выходить за пределы одного субъекта и становиться общероссийскими. К такому мнению пришли эксперты в ходе круглого стола «Формирование точек роста в азиатской части России», который прошел в четверг в рамках Красноярского экономического форума (КЭФ).

Директор АНО «Реформирование общественных финансов» Владимир Климанов отметил, что финансовая поддержка точек роста в регионах может быть различной, но, так или иначе, это, прежде всего, поддержка эффективной специализации.

«В рамках уже обсуждающегося проекта создания Енисейского макрорегиона, в частности, речь идет о том, что может быть создана какая-либо структура, объединяющая, в первую очередь, внебюджетные источники, например, для финансирования разработки межрегиональных проектов, которые должны лечь в основу создания этого макрорегиона», - сказал Климанов.



http://tass.ru/ekonomika/5119754


11 апреля 2018Независимая Газета

У правительства не оказалось ни плана А, ни плана Б

Переход экономики из стагнации в новый санкционный кризис чиновники словно не замечают. На двух форумах в Москве руководители Центробанка и министры рассказывали вчера про финансовую стабильность, низкую инфляцию и будущий экономический рост. По словам наших чиновников, сегодня «ничто не угрожает макроэкономической стабильности», а то, что мы наблюдаем на рынках, – коррекция, к которой экономика, как обычно, «адаптируется».

Российские чиновники словно не заметили «черного понедельника», обвала рубля и акций ведущих отечественных компаний. Как ни в чем не бывало они рассуждают об администрировании налогов, низкой инфляции и «макроэкономической стабильности». 

И, по мнению экспертов, создавать резервы в такой ситуации фактически бессмысленно. «Резервы нужно создавать для более долгосрочных кризисных этапов или же для чрезвычайных ситуаций. В данном случае речь идет о краткосрочных экономических всплесках, пусть и в негативную сторону», – говорит завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов

Что же касается дальнейших действий правительства, продолжает Климанов, то, безусловно, нужно иметь какую-то «дорожную карту» действий, связанных с дальнейшим негативным развитием ситуации в части экономических санкций и экономики в целом. «Мы находимся в такой высокотурбулентной экономической среде, когда развитие ситуации может идти и по самому неблагоприятному для нас сценарию», – предупреждает он. 



http://www.ng.ru/economics/2018-04-11/1_7209_plan.html


11 апреля 2018Клуб Регионов

Ситуации, аналогичные Пикалёво, могут произойти из-за санкций против Дерипаски

По мнению завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимира Климанова, проблемы владельца «Русала» Олега Дерипаски, попавшего под санкции США, могут привести к сокращению доходов бюджетов в тех регионах, где работают предприятия бизнесмена. Климанов отметил, что возможен сценарий переориентации деятельности компаний Дерипаски. При этом он считает, что правительство РФ должно предусмотреть меры поддержки для попавших в кризисную ситуацию крупных налогоплательщиков.

«Ситуация, сложившаяся с Олегом Дерипаской и его активами, попавшими под санкции США, совсем нетипична для нашей современной экономической истории. В этой связи развитие ситуации может носить непредсказуемый характер.

Очевидно, что это должно больно ударить по основному производству, связанному с производством алюминия, и частично каким-то энергетическим проектам. Так или иначе это приведет к снижению прибыли предприятий, зарплат работников. В этой связи основные источники доходов для региональных бюджетов, которые генерируются как раз с прибыли и заработной платы, должны тоже сократиться.

С другой стороны, санкционные действия направлены на холдинг Дерипаски, а не на отдельные предприятия, которые в рамках данной группы могут носить распределенный характер. В этой связи, может быть, основные предприятия окажутся жизнеспособными в силу того, что свертывать производство неразумно. И в условиях сжавшихся активов не значит, что генерация прибыли и зарплаты будет отсутствовать.

Кроме того, данные предприятия имею достаточно большие активы, которые являются объектом налогообложения на имущество организаций. Это тоже источник доходов местных и региональных бюджетов, и он никуда не должен исчезнуть.

Возможно, в представлении самого предпринимателя произойдут какие-то изменения. В рамках деятельности самого Дерипаски есть деятельность, связанная с пищевой промышленностью и другими направлениями. Сложно сказать, произойдет ли в результате санкционных мер перераспределение активов самого предпринимателя. Сохранит ли он непрофильную деятельность или попытается от нее избавиться или, наоборот, переориентирует свое производство с того, которое попало под санкции, на те, которые могут развиваться, несмотря на внешнее воздействие. Сценарии могут быть самые разные, и они могут по-разному отразиться на состоянии регионов, где присутствуют предприятия Дерипаски.

Конечно, скорее, следует ожидать негативного сценария, который локализуется в каких-то регионах, нежели говорить о том, что замыкание бизнеса внутри России сделает какое-то оживление.

Мы помним ситуацию с тем же Пикалёво, когда в моногороде была кризисная ситуация. Аналогично ситуация может развиваться и сейчас. Где ожидать того, что правительство активизирует, например, программу поддержки моногородов, в которых есть присутствие именно этой компании, или это просто будет сохранение программы комплексного развития моногородов, сказать сложно.

Но очевидно, что правительству закрывать глаза на кризисное состояние крупнейших налогоплательщиков и крупнейших работодателей будет неправильно. Поэтому правительство должно какие-то меры предусмотреть финансового или административного характера».



http://club-rf.ru/opinions/1344


10 апреля 2018радио России

В России создадут офшоры, чтобы помочь попавшим под санкции бизнесменам. Запись передачи «Актуально» на «Радио России»

В правительстве обсуждают проект создания в России двух территорий со специальным экономическим режимом и признаками офшора – на острове Октябрьский в Калининграде и на дальневосточном острове Русский». Законопроект, который разработан в Минэкономразвития, планируется принять во время весенней сессии Госдумы. Таким образом, правительство намерено помочь российским компаниям и бизнесменам, которые финансово пострадали от американских санкций. Рассказывает директор Института реформирования общественных финансов РАНХ и ГС при Президенте РФ Владимир Климанов



http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/61244/episode_id/1752318/


6 апреля 2018РБК.ru

Больше контроля: зачем власти ужесточают получение бизнес-льгот в Крыму

Правительство намерено ужесточить контроль над деятельностью участников свободной экономической зоны в Крыму. Эксперты считают, что это положительно скажется на республике и сделает оставшиеся проекты более эффективными

По признанию самих властей, сейчас законом установлены лишь формальные критерии для предоставления статуса участника СЭЗ: он должен быть зарегистрирован на территории Крыма или Севастополя, состоять на учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию. Теперь же перед заключением контракта с заявителем власти предлагают проводить предварительную оценку деклараций инвестиционных проектов. В случае если органы управления СЭЗ признают инвестпроект неэффективным, в заключении договора может быть отказано.

Еще один новый критерий — предоставление графика по созданию рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта. В текущей версии закона предприятие должно отчитываться только о количестве планируемых к созданию рабочих мест.

«Закон о свободной экономической зоне в Крыму и городе Севастополе был принят достаточно сырым, и до этого дня он уже претерпел ряд изменений. СЭЗ, созданная на 25 лет с возможностью продления, не дала в полной мере тех преференций для потенциальных инвесторов, которые могли бы привлечь в регион значительные средства», — говорит эксперт Центра стратегических разработок Владимир Климанов.

По его словам, это во многом связано с западными санкциями, под которые рискует попасть бизнес, работающий в Крыму. Предложенные меры по ужесточению контроля могут дополнительно оттолкнуть инвесторов, говорит он. «С другой стороны, в условиях единого правового пространства контроль над инвесторами тоже должен соблюдаться, и мы не должны терпеть нарушения в связи со статусом данных регионов», — считает Климанов. Речь идет, по словам эксперта, об имевших место нарушениях земельного законодательства и в сфере закупок.

«Насколько предложенные меры скажутся на потенциальном круге приходящих в регион инвесторов, сказать сложно, гораздо большее влияние будут оказывать внешние факторы, связанные либо с усилением санкций, либо с их возможным смягчением», — говорит Климанов. Он считает, что новые возможности для активизации бизнеса в Крыму открывает окончание строительства Крымского моста. «В этой связи статус зоны будет сам по себе иметь преференции», — считает он.



https://www.rbc.ru/economics/06/04/2018/5ac62c159a7947afdb17f205


26 марта 2018Информационное агентство «Строительство»

Бюджеты российских городов: кому вольготно и весело живется на Руси

Успешное развитие наших городов во многом зависит от их финансовой самостоятельности. Но пока до этого им далеко, вот и пребывают многие из них в стагнации.

Для того чтобы в стране развивалось полноценное местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство активно вело бы  благоустройство территорий, муниципальная власть должна обладать устойчивыми и достаточными источниками доходов.  Если их нет, муниципалитеты всегда будут ходить с протянутой рукой, а многие проблемы годами не решатся. С такой ситуацией сегодня сталкиваются большое количество регионов. И пока она не изменится, об устойчивом развитии территорий можно забыть.

Без прочной финансовой базы наши города обречены на стагнацию. Если в муниципальных доходах  преобладают безвозмездные поступления, его мэр не может быть уверен в будущем: на следующий год деньги в таком объеме могут уже не прийти. Использование полученных «сверху» дотаций  строго регламентировано и не всегда учитывает локальную проблематику. Залогом развития городов является повышение их самостоятельности через снижение доли неконтролируемых доходов. Полученная свобода в распределении бюджетных средств позволяет расставлять финансовые приоритеты. Так что лучший вид зависимости – это зависимость от самого себя. 

Однако вопрос этот очень непростой. Владимир  Климанов, директор Автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов», полагает, что  утверждения о том, что есть три потенциальных источника роста доходов городского бюджета (НДФЛ, налоги на земельно-имущественный комплекс и малый бизнес), требуют, как минимум, корректировки. По его словам, малый бизнес слишком незначителен, чтобы оказать серьезное влияние на повышение налоговой базы бюджетов городов; налоги от земельно-имущественного комплекса составляют максимум 10% доходов, и любые усилия властей навести порядок в это сфере будут недостаточны для пополнения городского бюджета; НДФЛ местные власти  не могут управлять.

Мы не имеем представления о финансовом балансе города, не представляем себе поток всех поступлений на территорию города, в том числе из регионального и федерального бюджетов, средств бизнеса в городские проекты. Исследование региональных бюджетных прогнозов показало, что в них много нестыковок и дополнительного анализа требует тот факт, что кризисные бюджетные явления в регионах и городах не являются синхронными.

На первый взгляд, тема муниципальных финансов всем понятна, и хочется с ней работать, однако, когда вникаешь в проблематику глубже, не можешь найти объяснения самым элементарным вещам, и есть материал для дальнейших исследований, полагает Владимир Климанов.

Значит, изучение этого важнейшего вопроса должно быть продолжено.



http://iastr.ru/vlast/260-byudzhety-rossiyskih-gorodov-komu-volgotno-veselo-zhivetsya-na-rusi.html


15 марта 2018Экономика сегодня

Повысить или оставить: МЭР думает над перспективами пенсионного возраста в России

Заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что повышение пенсионного возраста неминуемо для России.

Пенсионная нагрузка на бюджет является чрезвычайно высокой

«Повышение пенсионного возраста вместе с другими изменениями в нашей пенсионной системе в настоящее время нам жизненно необходимо. Поэтому вопрос о том, когда будут начаты реформы – это вопрос политический. Очевидно также, что такие изменения нужно запускать в начале политического цикла, т.е. в 2018 году», - резюмирует Климанов.

Таким образом, именно фактор президентских выборов и объясняет то обстоятельство, что в последние недели и месяцы целый ряд крупных экспертных сообществ и организаций начали высказывать предложения по этому вопросу.

«Любая статистика говорит о том, что нагрузка на трудовое население со стороны неработающего населения возрастает в России, причем мы не видим пока никаких оснований для того, чтобы эту нагрузку можно было бы снять другим способом. Собственно, нерешенность этой проблемы и обусловило тот факт, что государственная программа по развитию пенсионной системы так и не была утверждена, а также то, что 20 процентов государственных расходов составляют трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда России», - заключает Климанов.

Данное обстоятельство и является причиной всех текущих предложений по повышению пенсионного возраста.

«Финансовая отчетность в России говорит о том, что прямые платежи работодателей в ПФР уже с середины двухтысячных годов не покрывают объемы пенсионного обеспечения. Из-за этого размеры трансферта из федерального бюджета в ПФР только нарастали в последние годы, и это объективное положение дел», - констатирует Климанов.

Как считает Владимир Викторович, все это показывает, что пенсионная система должна быть кардинально пересмотрена, причем самым очевидным и понятным решением здесь является повышение пенсионного возраста.



https://rueconomics.ru/312870-povysit-ili-ostavit-mer-dumaet-nad-perspektivami-pensionnogo-vozrasta-v-rossii


13 марта 2018Российская газета

Росстат обнаружил рост покупательской способности россиян

Из этих данных видно, что экономику России, главным образом, поддерживают нефть, «оборонка» и крупные проекты. Промпроизводство в стране выросло на один процент к показателям 2016 года. В рост пошли регионы, которые нашли свою специализацию. В Тамбовской области производят мясо, а в Тульской — ракеты. Теперь дело за ростом зарплат, считают эксперты.

Рост промпроизводства уже отразился на среднемесячной начисленной реальной зарплате. За год по стране она поднялась на 3,5 процента. И еще одна тенденция: вырос потребительский спрос, россияне стали больше покупать и меньше копить.

Правда, лучшую динамику по росту зарплат пока показали не те регионы, которые лидируют по темпам промпроизводства. В Калмыкии реальные зарплаты выросли на 3,6 процента, а в Удмуртии — на 4,4 процента, что является одним из лучших показателей по всей стране. Другое дело, что и уровень зарплат здесь невысок. Но за счет опережающего роста они подтянулись ближе к среднероссийскому уровню.

Самые низкие цены на еду, промтовары и услуги в Саратовской области, самые высокие — на Камчатке

Есть и регионы, которые по темпам роста зарплат оказались в минусе. В Мурманской области реальная зарплата снизилась на 0,2 процента, что, впрочем, не так ощутимо при ее среднем уровне в 51,5 тысячи рублей в месяц. Однако в Ингушетии и Чечне, где снижение также составило доли процента, зарплаты и до этого были ниже среднего уровня. Например, в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии — около 22 тысяч рублей при средней по России — 39 тысяч. Впрочем, все относительно. Одни из самых высоких номинальных зарплат в Ямало-Ненецком автономном округе — 89,8 тысячи рублей. Но здесь и тратить на жизнь приходится больше. Если среднероссийский прожиточный минимум составляет 10,3 тысячи рублей, то в северном регионе — 15,9 тысячи рублей. Больше всего жилье подешевело в Марий Эл — на 7,2%, а подорожало на 8,1% — в Ставропольском крае

Изменения индекса потребительских цен зависят от межрегиональных различий в производстве и потреблении, поясняет заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Оживление экономики в каком-то регионе, например, даже в связи с большим гособоронзаказом, автоматически ведет к росту потребительского спроса. Вслед за этим растут и цены. В каких-то случаях, например, в северных регионах, где в расходах населения велика доля коммунальных платежей, повышать инфляцию может рост цен на коммунальные услуги, отмечает эксперт.

Позитивная волна роста промпроизводства, судя по статистике, по территориям прошлась избирательно. В числе самых успешных — Астраханская область, рост промпроизводства здесь составил 37,2 процента. Также в лидерах Хабаровский край, республики Дагестан, Ингушетия, Мордовия, Архангельская, Ярославская, Московская области. Промпроизводство в этих регионах выросло более чем на десять процентов. «Такая обширная география регионов промышленного производства может свидетельствовать о наличии глобальных процессов становления нового индустриального профиля в экономике», — считает директор НИИ статистики Росстата Олег Рыбак.

Смещение акцентов идет в сторону обрабатывающих высокотехнологичных производств. Наряду с традиционными драйверами — Московской и Калужской областями — «выстрелила» промышленность и других регионов, причем не только в европейской части страны, но практически в каждом федеральном округе, указывает Рыбак.

Рост сосредоточен в дальнем окружении Столичного региона, добавляет Владимир Климанов. «К примеру, в Ярославской области практически с нуля возник фармацевтический кластер», — говорит эксперт. А вот рост промпроизводства в Мордовии могла стимулировать реализация мегапроекта 2018 года — чемпионата мира по футболу. Столица региона Саранск примет матчи первенства, в Мордовии, как и в других регионах чемпионата, идет активное строительство новых объектов инфраструктуры.

Кстати, еще один мегапроект — строительство Керченского моста в Крым. Он стимулирует развитие не только самого полуострова, но и Краснодарского края, отмечает Климанов.

Главная позитивная тенденция 2017 года связана с относительно высокими ценами на нефть, а это дает импульс развитию других отраслей экономики. Также чувствуют себя достаточно хорошо многие регионы, где представлен оборонно-промышленный комплекс.

Гособоронзаказ выступает драйвером развития экономики, отмечает эксперт.

Добыть и подоить

Успех регионам обеспечили также отдельные секторы экономики. Абсолютным лидером по темпам роста промпроизводства в стране оказалась Еврейская автономная область.

Показатель в 42 процента достигнут за счет почти пятикратного увеличения добычи полезных ископаемых. Такой ошеломляющий эффект — продолжение тенденций 2016 года, когда в регионе был запущен горно-обогатительный комбинат. Для небольшой территории это событие имело ключевое значение. Кроме того, рост в регионе стимулирует начавшееся строительство моста через Амур в Китай, указывает Владимир Климанов.

Серьезно поддержало рост регионов сельское хозяйство. В лидерах — Тамбовская область. Здесь сельхозпроизводство выросло на 14,1 процента за счет животноводства. Традиционно сильны в аграрном секторе Курская, Астраханская области. В числе лидеров по темпам роста также Чеченская Республика.

Даже суровый климат, как оказалось, развитию сельского хозяйства не помеха. В передовики записалась даже Томская область. Благодаря животноводству в регионе сельское хозяйство показало рост на 14,8 процента. Наиболее удачливыми оказались дальневосточники, где рост аграрного производства составил 8,8 процента, отмечает Олег Рыбак. В минус ушли только регионы северо-запада, что, возможно, стало результатом холодного лета.

А вот строители, к сожалению, не смогли порадовать устойчивыми положительными результатами. За прошедший год отрасль так и не преодолела тенденцию спада. За год объем строительных работ сократился на 1,4 процента, добавляет эксперт.

В целом в числе отстающих оказались Ивановская область, республики Коми, Удмуртия, Калмыкия, Чукотка. Здесь пока не нашли точки опоры.

Бизнес-план на 2018 год  Отличительной особенностью 2017 года стало восстановление позитивной динамики экономического развития экономики, поддержанное ростом инвестиций в основной капитал, отмечают эксперты.

Несмотря на продолжающееся санкционное давление на предприятия в энергетическом секторе, рост дефицита инвестиционных ресурсов, страна смогла адаптироваться, говорит Олег Рыбак. Происходит процесс относительного выравнивания темпов роста экономического развития, уже нет удручающей дифференциации среди регионов, отмечает он.

Адаптироваться к новым макроэкономическим условиям регионам помогает вовлечение в производство конкурентоспособных локальных ресурсов, добавляет ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Ольга Изряднова. Однако важной проблемой остается дилемма неравенства и эффективности регионального развития. Повышение вклада регионов с высоким производственным, трудовым, финансовым, природно-сырьевым потенциалом поддерживает динамику экономического развития, но и усиливает территориальные диспропорции, уточняет она.

Кроме того, в стране в целом достигнут предел импортозамещения. Рынок насыщен продовольствием, произошло замещение в машиностроительных сегментах, говорит Владимир Климанов. Поддержать дальнейшее развитие экономики должны новые крупные проекты в регионах.

Например, точки роста появляются на Дальнем Востоке. Ожидаемое строительство газохимического комбината в Амурской области оживляет экономику региона, приводит он пример.

«Если вспомнить Послание президента Федеральному Собранию, то можно отметить, что определенным драйвером должно стать жилищное строительство. Поставлена задача существенно увеличить ввод жилья», — говорит Климанов. Можно ожидать, что по-прежнему будут активны те регионы, где сосредоточен оборонно-промышленный комплекс, добавляет эксперт. Большое значение также будет иметь сокращение разрыва в доходах и повышение уровня жизни населения в 2018 году. «Радикальное снижение бедности возможно в случае модернизации модели экономического развития, ориентированной на создание высокотехнологичных рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, повышение предпринимательской активности населения и расширение финансирования социальной сферы», — отмечает Ольга Изряднова. Восстановление промышленности в подавляющем числе регионов дает основание для позитивных оценок перспектив российской экономики. Но для выхода регионов на траекторию устойчивого развития еще придется потрудиться, отмечают эксперты. 



https://rg.ru/2018/03/13/rosstat-obnaruzhil-rost-pokupatelskoj-sposobnosti-rossiian.html


4 марта 2018г. Ульяновск

1 и 2 марта в Ульяновске состоялась IX международная школа градостроительства на тему тему «Города – источники экономического роста»

В течение двух дней они развивали тему «Города – источники экономического роста».

1 марта состоялось пленарное заседание - деловая часть сессии с первыми лицами региона.

2 марта в пространстве коллективной работы «Точка кипения» прошла IX международная школа градостроительства. В инновационном эпицентре» региона участники предметно разбирали современные модели проектирования и развития городов: районные планировки и системы расселения, концепцию «Умного города» и сравнивали генеральный план советского времени с современным.

- Здесь мы уже сосредоточились на обсуждении лучших практик градопланировок в целом или решения частных проблем, которые появляются при планировании и развития городов, - рассказал директор Института реформирования общественных финансов (Москва) Владимир Климанов. - К примеру, это возможности внедрения элементов цифровой экономики или влияния общественности на решение градостроительных задач, расчет экономической эффективности от принимаемых решений. Ульяновск, как город, очень интересен для исследователей и планировщиков. Не все города России расположены по двум берегам Волги. Здесь есть такие уникальные места, как Венец, есть огромная промышленная зона на левом берегу. Сам город исторически возник почти в сакральном месте, где две реки - Свияга и Волга - текут в разные стороны. С этим городом связаны разные исторические события.

 



http://ulpravda.ru/rubrics/soc/umnyi-gorod-i-dvukhpoliarnaia-aglomeratsiia-v-ulianovske-zavershilas-ix-mezhdunarodnaia-shkola-gradostroitelei


27 февраля 2018Российская газета

Живут не по средствам

Большинство российских регионов по итогам 2017 года сократило уровень долговой нагрузки, что показало исследование, подготовленное «РИА Рейтинг».Самый большой объем госдолга за прошлый год - 149,15 миллиарда рублей - в Краснодарском крае. Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов объясняет это наследием Сочи. «Однако для Краснодарского края в отличие от других субъектов РФ такие долги абсолютно некритичны, ведь бюджет региона составляет почти 250 миллиардов рублей, - говорит эксперт. - Тем более в крае активно открываются новые производства, а значит, и увеличивается налогооблагаемая база».

Максимальное снижение долговой нагрузки продемонстрировали Челябинская область (45,3 процента), Москва (44,5 процента) и Ленинградская область (36,5 процента). Еще четыре региона сократили свою задолженность на 5-8 миллиардов рублей.

Однако эти успехи перекрывает негативная статистика, которую показали семь регионов, где госдолг превышает доходы местных бюджетов. Больше других экспертов удивил Санкт-Петербург, где в течение года городские власти смогли накопить свыше 20 миллиардов рублей госдолга. В тройку антилидеров входят также Камчатский край и Мордовия.

За счет чего регионы могут снизить долговую нагрузку? По мнению Владимира Климанова, эффекта можно достичь только за счет неординарных подходов. «Традиционные меры по мобилизации доходов и оптимизации расходов в этих случаях уже не помогут», - уверен эксперт.



https://rg.ru/2018/02/27/kak-izmenilsia-obem-gosdolga-v-rossijskih-regionah.html


21 февраля 2018Общественное Телевидение России

Запись передачи «Отражение». Николай Миронов и Владимир Климанов: Доходы россиян — игра с прогнозами



https://otr-online.ru/programmi/segodnya-v-rossii/igra-s-prognozami-79197.html


20 февраля 2018Российская газета

Нужно делиться. Дела трансфертные

Региональных чиновников могут обязать передавать больше налогов муниципалитетам. Речь идет, в частности, о половине платежей по упрощенной системе налогообложения и как минимум о 30 процентах НДФЛ. С такой инициативой в рамках грядущей налоговой реформы выступила общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". Представители бизнес-сообщества уверены: субъекты МСП должны формировать более половины доходов муниципалитетов. В таком случае местные чиновники будут заинтересованы в развитии этого сектора экономики. Как сейчас складываются межбюджетные отношения в регионах Северо-Западного федерального округа, необходимо ли их корректировать, выясняла корреспондент "Российской газеты".

Директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов согласен, что перераспределение УСН и НДФЛ в пользу муниципалитетов сделает власти на местах более заинтересованными в развитии малого предпринимательства и в борьбе с теневой занятостью. Однако насколько весомым окажется позитивный экономический эффект, связанный с активизацией муниципальных чиновников и субъектов МСП, сейчас сказать сложно.В то же время нельзя забывать про проблемы, которые может повлечь за собой реформа межбюджетных отношений. Это и несбалансированность региональных бюджетов, и сложности с администрированием налоговых поступлений, и увеличивающийся дисбаланс в социально-экономическом положении муниципалитетов.

Ведь большую часть доходов муниципальных образований сейчас формируют трансферты из региональных бюджетов. Если субъекты РФ лишить существенной части налоговых поступлений, не предоставив им ничего взамен, объем межбюджетных трансфертов тоже снизится. В результате выиграют города, где предприниматели уже создали большое количество высокооплачиваемых рабочих мест. А сельские территории, жители которых работают в крупных населенных пунктах, наоборот, окажутся в проигрыше.

- В целом у инициативы, на мой взгляд, плюсов больше, чем минусов, - подчеркивает Владимир Климанов. - Если вспомнить ситуацию пятилетней давности, в распоряжении муниципальных образований действительно оставалось значительно больше налоговых доходов, чем остается сейчас. Однако с тех пор у субъектов РФ появились дополнительные социальные расходы, во многом обусловленные федеральными инициативами. Поэтому налоговая реформа, на мой взгляд, не окажется успешной, если не будет компенсирована возникающая несбалансированность региональных бюджетов. Это может быть либо передача дополнительных федеральных доходных источников на уровень субъектов федерации, либо снижение объема региональных расходных обязательств.



https://rg.ru/2018/02/20/reg-szfo/zachem-regionam-szfo-delitsia-nalogami-s-municipalami.html


19 февраля 2018РБК-ТВ

Передача «Главные новости». Комментарий В.В. Климанова

«Изменился принцип учета убытков прошлых периодов и иные некоторые моменты, связанные с учетом себестоимости продукции для расчета прибыли и соответственно налога на прибыль, который выплачивает предприятие и в этой связи поступление по налогу на прибыль почти во всех регионах оказались выше ожидаемых»



https://yadi.sk/i/GKR5E4FW3SuDkj


19 февраля 2018Давыдов.индекс

Владимир Климанов: конечных результатов на форуме достигнуто нигде не было

В ходе Российского инвестиционного форума члены правительства обсудили с губернаторами проблемы взаимоотношений федерального и региональных бюджетов. О пользе и эффективности таких обсуждений рассуждает эксперт Владимир Климанов:

Большое внимание было уделено теме разграничения полномочий. Одна из секций была посвящена в том числе и налогам. Но больше вопросов поднималось по теме разграничения расходных обязательств. В том числе звучала мысль о централизации платежей за неработающих граждан, которые сейчас осуществляются из региональных бюджетов. Губернаторы высказывали идеи в части увеличения полномочий по контрольно-надзорным действиям, по регулированию разного рода вопросов. И, помимо этого, основной темой обсуждения на встрече премьер-министра и членов правительства с губернаторами (кстати, в этом году было беспрецедентное число приехавших в Сочи глав регионов) был вопрос определения новой методики дотаций разных межбюджетных трансфертов на 2019 год. Накануне, за несколько дней до этого, в регионы было разослано письмо с вариантами методики распределения дотаций на 2019 год, которые подготовили Минфин и правительство. В частности, по одному из вариантов было предложение перейти на выравнивание в соответствии с модельным бюджетом, то есть с тем объемом расходных обязательств, которые есть у каждого региона, а не по методике распределения дотаций в соответствии с налоговым потенциалом, как это делается сейчас. Предлагалась еще пара промежуточных вариантов. Поэтому губернаторы, а их выступало достаточно много на форуме, придерживались разных позиций при выборе формы распределения межбюджетных трансфертов. Конечных результатов на форуме достигнуто нигде не было. Форум стал дискуссионной площадкой, на которой губернаторы получили возможность высказаться.



http://davydov.in/region/rif-2018-medvedev-i-gubernatory-itogi/vladimir-klimanov-konechnyx-rezultatov-na-forume-dostignuto-nigde-ne-bylo/


14 февраля 2018Российская газета

Первая из областей

Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье - эти три территории заняли первые строчки рейтинга регионов по качеству жизни-2017, подготовленного «РИА Рейтинг». Чтобы определить, где лучше всего жить, использовались 72 индикатора, среди которых уровень доходов, занятость населения, жилищные условия, обеспеченность детскими садами.

- Рейтинг не стал неожиданным, столицы - традиционные лидеры, - прокомментировал «РГ» результаты исследования директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. - Четвертая позиция Татарстана тоже вполне оправдана, так как в городах и селах республики очень высокие показатели как по доходам населения, так и по качеству инфраструктуры. В топ регионов-лидеров попали сразу три территории Черноземья (Белгородская, Воронежская и Липецкая области), где всегда уровень жизни людей будет выше, чем в Сибири или на Дальнем Востоке.

По словам эксперта, Краснодарский край всегда был магнитом для приезжих, поэтому по объемам строительства в последние годы занимал лидирующие места среди российских регионов.

Замыкает десятку регионов-лидеров по качеству жизни Калининградская область, которая заметно улучшила свои позиции. По доле современных торговых площадей регион переместился с 48-го на 12-е место. Во многом это связано с приходом в регион строительного ритейлера. Открываются в регионе и новые заведения общепита - по этому показателю регион перепрыгнул с 17-й строчки рейтинга на 13-ю.

Калининградскую область многие эксперты давно называют «страной малого бизнеса». Однако на практике это не означает, что «малышам» в регионе живется вольготно. Они сталкиваются и с исключительной проблемой экслава - необходимостью везти свой товар в другие российские регионы через несколько границ.

Самый резкий скачок по итогам прошлого года показал Крым, который переместился с 66-го на 55-е место. Эксперты объясняют это в том числе снижением безработицы. Да и зарплаты у бюджетников заметно подросли. По данным Крымстата, педагоги в среднем получают 24 153 рубля в месяц.

Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье заняли первые строчки рейтинга



https://rg.ru/2018/02/14/nazvany-luchshie-regiony-rossii-po-kachestvu-zhizni.html


1 февраля 2018Профиль

Шесть процентов надежды

Поможет ли очередная госпрограмма гражданам, мечтающим о квартире, и зачем стимулировать ипотечный и строительный рынки, у которых и так все хорошо

Дешевая ипотека — новая демографическая инициатива Владимира Путина. Поможет ли она росту рождаемости, или в ней больше обычных семей заинтересованы банки, строители и девелоперы?

В начале января стали известны все детали программы субсидирования ипотечных кредитов для семей с детьми. На сайте правительства появилась полная версия соответствующего постановления. Впервые о масштабном проекте еще в ноябре заговорил Владимир Путин. Вместе с правительством он выразил уверенность, что ставку 6% осилит большинство россиян. Все, что выше, готово взять на себя государство. Однако у привлекательной с виду концепции есть множество подводных камней, и, вполне возможно, девелоперам и банкам она поможет больше, чем тем, кому адресована изначально.

Все для людей

В сентябре 2017 года в Ненецком АО принята программа 1‑процентной ипотеки для молодых семей. Похожие начинания есть во многих регионах, а вот на общероссийском уровне дела не всегда идут так гладко. Одна из самых известных программ – «Жилье для российской семьи», запущенная в 2014 году. По ее условиям все граждане в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие постоянный доход и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могли претендовать на льготный кредит от АИЖК со скидкой 20% от среднерыночных цен.

Программа была рассчитана на три года, но аудиторы из Счетной палаты заранее признали ее провальной. По состоянию на прошлый апрель, в эксплуатацию удалось ввести только 3,3% от заявленного объема жилплощади, или 0,8 млн кв. м. Из ожидавших 463 тыс. семей право на льготы получили только 74 тыс., а воспользовались им и вовсе 26,3 тыс. (5,7%). Назывались самые разные причины: правительство выделило недостаточно денег, участки не соответствовали критериям отбора, а банки не могли договориться с застройщиками.

В итоге аудиторы вместе с Минстроем сошлись на том, что реализовать программу невозможно и лучше бы ее закрыть. Правда, оговорились, что невозможно в условиях кризиса. Все параметры и целевые показатели закладывались еще до 2014 года, в старых экономических реалиях. Как оно будет теперь?

«Я думаю, главная цель здесь все-таки демография. Хоть Медведев и говорил о поддержке ипотечного рынка, это как минимум второстепенно. А на выполнение главной задачи в общем-то есть все шансы. Это очень хорошая мера для поддержки молодых семей. Ставка 6% выглядит вполне подъемной. Дальше опять же можно перекредитоваться, – говорит Олег Шибанов из РЭШ. – Мы недавно проводили исследование и выяснили, что материнский капитал очень позитивно повлиял на финансовые возможности семей. Главное, появляется возможность сделать общество более равноправным, чтобы люди с маленькими детьми не чувствовали себя финансово ущемленными и не боялись их заводить».

А вот директор Института реформирования общественных финансов, завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов настроен более скептично: «Да, на первый взгляд инициатива выглядит неплохо, и реализовывать подобные программы в принципе надо. Но тут важно обратить внимание на другое. Уровень доходов населения сейчас не соответствует ценам на жилье. Из-за этого и переизбыток предложения. Даже с нынешними низкими и комфортабельными ставками люди не готовы покупать столько, сколько им предлагают девелоперы. Можно, конечно, завуалировать следствие, и это даже принесет результат на какое-то время. Но лучше все же было бы разобраться с причиной – повысить уровень благосостояния населения».



http://www.profile.ru/economics/item/124403-shest-protsentov-nadezhdy


31 января 2018Клуб Регионов

Федеральный центр установил контроль над бюджетами Хакасии и Костромской области

Федеральное казначейство установило контроль за бюджетами Хакасии и Костромской области. Причина – чрезмерный госдолг регионов, значительно превышающий их собственные доходы. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты считают такой контроль технической мерой, которая вскрывает системную проблему задолженности субъектов и их «расслабленную» бюджетную политику. Научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Александр Дерюгин называет Хакасию и Костромскую область самыми злостными нарушителями Бюджетного кодекса. Экономисты прогнозируют, что под «внешнее управление» могут попасть бюджеты еще десяти регионов. Самые реальные «претенденты» на это – МордовияКарелия и Северная Осетия, предполагает завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.

Хакасия и Костромская область стали первыми регионами в России, в отношении которых установлено сопровождение со стороны Федерального казначейства. Как сообщил глава казначейства Роман Артюхин, ведомство будет отслеживать исполнение бюджетных обязательств, не допуская их принятие сверх установленных лимитов, а также контролировать кредиторскую задолженность субъектов.

Напомним, по итогам первых девяти месяцев 2017г. госдолг Костромской области составлял 163,7% к своих доходам, а Хакасии – 144,5%.

О майских указах как об одной из предпосылок, по которой регионы копят долги, говорят и эксперты. Доктор экономических наук, завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов главной причиной, из-за которой Федеральному казначейству пришлось установить контроль над бюджетами Хакасии и Костромской области, считает объективную ситуацию в бюджетной системе страны. «Прежде всего нужно сказать, что в результате разных обстоятельств регионы оказались перегружены расходными обязательствами, не имея на то адекватных доходных источников. Это произошло в силу ряда федеральных инициатив, а также в силу того, что экономика страны оказалась в реальной кризисной ситуации», – говорит эксперт.

На установление контроля за региональными бюджетами Климанов смотрит как на технический момент. «Установив расширенное казначейское сопровождение, мы можем отследить правильность и эффективность расходования разного рода бюджетных средств, но это не приводит к решению того круга проблем, которые связаны с высокой долговой зависимостью в данных регионах. Решением проблем будут планомерные шаги со стороны федерального центра при готовности регионов идти иногда на болезненные решения. Но этот набор действий включает в себя не чисто технические операции в обслуживании счетов регионов в казначействе. Главное – как изменить разделение доходных источников, разграничение расходных обязательств, поменять сложившуюся систему финансовых взаимоотношений и так далее. Только такие действия могут привести не к снятию какой-то напряженности, а к решению самой проблемы, которую, без сомнения, нужно решать», – поделился своим мнением экономист. Климанов сообщил, что сейчас в России насчитывается не более десяти регионов с большим госдолгом и отсутствием собственных источников для их погашения, которые также рискуют оказаться под контролем казначейства: самые реальные «претенденты» на это – Мордовия, Карелия, Северная Осетия и некоторые другие регионы. «Но, может быть, подобные инструменты были бы хороши и для традиционно высокодотационных регионов, в число которых у нас попадают ЧечняИнгушетияКарачаево-ЧеркесияДагестанТываРеспублика Алтай, Камчатский край», – добавил Климанов.



http://club-rf.ru/detail/2290


29 января 2018Эксперт Урал

Проект согласования стратегий, тактик и практик

Перспектива российских регионов: инвестиций нет, но расти надо. Инструменты — агломерационный эффект, человеческий капитал, улучшение госуправления. Рисков очень много, взрывного успеха не достичь. Но другой дороги нет

- Успешные решения всегда локальны, но тщательный анализ факторов успеха отдельных регионов позволяет эти решения отчасти суммировать, отчасти масштабировать, а в пределе — задать новую траекторию развития для всей страны, — заявил ректор УрФУ Виктор Кокшаров на открытии в резиденции губернатора Свердловской области традиционной, двенадцатой по счету международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен» (организована аналитическим центром «Эксперт», журналом «Эксперт_Урал» и Уральским федеральным университетом; см. также «На стратегическое чудо уповаем»).

— Мы разработали ряд сценариев развития РФ до 2035 года. Во всех в ближайшей перспективе страна существенно отстает в темпах роста от группы развивающихся стран, а в некоторых случаях и от мировой экономики. За исключением последней части прогнозного периода, 2031 — 2035 годов. Тогда, как мы предполагаем, многие из существующих сейчас ограничений роста российской экономики будут преодолены, — предложил стратегическое видение общефедерального будущего заведующий отделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев.

Сценарии ускоренного развития возможны, они разные, но в любом случае Россия должна выходить на темпы роста свыше 5%, в идеале 5,3 — 5,7% в год, значится в стратегическом прогнозе ИМЭМО.

Риск предлагаемой схемы понятен, но если в стратегии будет заложено что-то сверх возможностей, это хорошо, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов: Челябинской области нужна здоровая амбициозность, сейчас она как будто в тени — вне медиапространства, вне понимания инвесторов. Кроме того, если Челябинск не договорится со Свердловской областью, это будет большой проигрыш и для регионов, и для страны в целом. Конкуренция, в том числе за кадры, на Урале должна стать не тормозом, а драйвером развития.

Еще в октябре 2016 года одной из главных тем на Сочинском экономическом форуме стало внедрение проектного метода в управлении страной. Тогда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил открыть проектные офисы в органах госуправления, заявив, что они должны проникнуть во все ткани государственного механизма. А текущую структуру власти председатель правительства назвал неповоротливой. С тех пор внедрение проектного подхода превратилось едва ли не в полномасштабную реформу государственного управления.

— У нас за последнее время госслужба в общем не менялась. Да, проведена административная реформа, итоги ее разные, но как такового реформирования не произошло, — рассуждает заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Евгений Гурарий. — Еще и поэтому, когда сегодня мы говорим о росте экономики, о социально-политических вещах, речь в том числе должна идти о качестве госуправления, в частности — о скорости принимаемых решений. Надо признать, что часто ведомства не справляются с реализацией больших проектов, в том числе инвестиционных. И зачастую проблема не столько в квалификации (хотя она тоже имеет место), сколько в механизме работы. Вот сегодня на пленарной сессии мы говорили о зашкаливающем количестве госпрограмм, о неохватном количестве показателей. Свердловская область признана одним из положительных примеров, однако количество показателей целевых госпрограмм у нас — около 1080. И если кого-то из министров попросить назвать с ходу все целевые показатели, за которые он отвечает, не думаю, что это произойдет быстро.

Что сделано на уровне Свердловской области: мы создали структуру проектных ведомств, старались сделать их достаточно «легкими». Наша основная «боевая единица» — проектный офис на региональном уровне, там находятся ключевые люди; принято принципиальное решение открыть проектный офис в администрации губернатора, поскольку она имеет ресурсы для большего влияния в среде органов исполнительной власти. Сейчас основная задача — посадить на допплощадке людей из разных ведомств и попытаться выстроить это как работу команд. Все это, безусловно, требует обучения и тренингов, которые мы начали в этом году.

Запущены процессы рабочих коммуникаций, в них задействованы совершенно новые формы — это автоматизированные системы управления проектами. По каждому проекту создается паспорт — короткий внятный документ, где заложена только одна ключевая цель, конкретные задачи с ценовыми показателями, критерии успешности и риски. Плюс в паспорт включается коммуникативная история. Паспорт утверждается губернатором, соответственно, он обязателен для исполнения. Все паспорта, прежде чем попасть на утверждение губернатору, проходят согласование общественно-делового совета

Безусловно, не все еще получается, ведь мы проработали в активной фазе только полгода. Главное, что создана ключевая нормативная база, и нужные решения теперь можно принимать в оперативном формате.

— Меня как представителя профессионального сообщества в сфере управления проектами не может не радовать происходящее в последний год: наконец-то настало наше время, — довольна директор НОУ ДПО «Фабрика управляющих проектами» Яна Ведерникова. — Государственные структуры признали, что их деятельность тоже должна быть направлена на результат — измеряемый и привязанный к конкретным срокам. Кроме того, государственные чиновники обреченно согласились создавать прозрачную систему достижения результата. При этом мы наблюдаем все виды сопротивления: это и «итальянская забастовка», и такая классика саботажа, как избыточное рвение. Несколько тысяч целевых показателей — как раз пример такого саботажа. С ним очень сложно бороться.

— Яркого и интересного в сфере госуправления, действительно, давно не хватает. Когда появилось проектное управление, позитивные моменты, которые мы упускали, — инициативность, возможность командной работы, ориентированность на результат, — нашли сферу для воплощения. Все это можно рассмотреть как длинную эволюцию внедрения управления по результатам. Началось оно, напомню, в 2004 году — тогда вышло постановление правительства, которое ввело термин «бюджетирование, ориентированное на результат», затем у нас долго и с трудом внедрялись госпрограммы — там тоже ориентировались на результат. Сейчас проектное управление. Вроде бы здорово, чтобы все так вышло, — начинает за здравие Владимир Климанов. — Но у меня много пессимизма: мы столько раз пытались ввести что-то новое в систему госуправления — не работает, и все тут. Начинается лишь переписывание старого.

— Помню, когда закон о стратегическом планировании (172-ФЗ) только принимался, он задумывался только для государственной власти — федерального и регионального уровней. Уже в процессе обсуждения доработали муниципальную составляющую, даже специальные оговорки были, что все это касается только крупных муниципалитетов. Никто и не предполагал тогда обязывать все 26 с лишним тысяч наших муниципалитетов писать стратегии и программы. А ведь к этому мы вполне можем прийти. Отсюда возникает вопрос: а для каких муниципалитетов и задач стратегический план по-настоящему необходим? То же относится и к проектному управлению: проектный офис нынче вещь модная, везде их уже насоздавали. Но для чего? Чтобы просто мониторить? Очень часто им просто нереально чем-то управлять, я не знаю таких случаев, — недоумевает зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач.

— У проектных офисов есть три уровня зрелости, и несмотря на то, что мы их все так называем, это совершенно разные структуры с разными задачами, — считает Яна Ведерникова. — Первая базовая конфигурация — это центр информации, люди, которые собирают статистику. Второй — центр контроля, когда офис может проверять достоверность информации, пресекать ее искажение. При этом офис выступает в роли навигатора: эти молодые люди, которые иногда и не обладают опытом в реализации проектов, прекрасно дисциплинируют руководителей тем, что вовремя начинают зудеть над ухом. И региональный проектный офис Свердловской области уверенно сейчас идет в формат центра контроля. Не все пока получается, но это целевая модель. Ну и третий уровень зрелости — центр ответственности за результат. Для этого в проектном офисе должны появиться руководители проекта — не госчиновники, а нанятые менеджеры с внятным вознаграждением. Возможно, для госслужбы третий уровень зрелости вообще не пригоден, дай бог, если у нас офисы заработают в формате центра контроля.

— Сегодня основной тормоз в том, что госпрограммы — отдельно, а проекты — отдельно. При этом реальные ресурсы стоят именно за программами, но в их случае действует принцип «один ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств) — одна программа», а значит, процветает ведомственность, и никакая реальная командная работа невозможна. Поэтому первичная задача сейчас — уйти от принципа «один ГРБС — одна программа», — полагает Евгений Гурарий.

— У нас не только проекты отдельно от госпрограмм, еще и стратегия отдельно от программ и проектов. И это тысячи документов, — обостряет проблему Александр Трахтенберг. — Вообще говоря, существует шикарный инструмент ревизии этих нормативно-правовых актов — оценка регулирующего воздействия (ОРВ), в котором есть процедура экспертизы. Вот только уже который год министерство экономики не позволяет нам сформировать план проведения полноценной большой экспертизы документов: доступно лишь 5 — 6 документов в год. Значит, это не настоящий инструмент, а имитация, и ни о какой реальной прозрачности, к которой мы как бы идем, говорить не приходится.

— Вы говорите, что ОРВ не работает. Я вхожу в общественный совет при Минфине России и знаю, что меня в министерстве уже многие ненавидят, потому что я постоянно пишу индивидуальные заключения, и им приходится на них реагировать. Инструментов сейчас много, даже в переизбытке: не работает один — заходите через другой, — сглаживает Владимир Климанов. — А вот ведомственный сепаратизм действительно страшный, и я согласен, что госпрограммы еще больше вогнали исполнительную власть в ситуацию, когда каждое ведомство отвечает только за самое себя. Нам категорически не хватает умения договариваться, слышать наших контрагентов, искать компромиссные и взаимовыгодные решения.

— Ведомственный сепаратизм ужасен, и здесь самый нехороший пример подает как раз федеральный уровень, — итожит Юрий Симачев.

— Поэтому я очень рассчитываю, что именно на уровне регионов, где для этого, кажется, более благоприятные условия, наконец-то возникнут удачные механизмы склейки деятельности ведомств, продуктивного объединения ресурсов и инструментов, чтобы направить их на достижение конкретных целей и результатов.



http://www.acexpert.ru/archive/nomer-3-5-755/proekt-soglasovaniya-strategiy-taktik-i-praktik.html


22 января 2018РБК-ТВ

Интервью телепрограмме Левченко.Ракурс. Тема «Миллион рублей за переезд»



http://tv.rbc.ru/archive/levchenko/5a6866bf9a7947554454a79a


22 января 2018Провэд.рф

Экономический кризис в России закончился или нет?

ВВП России перешел к росту, и многие заговорили о завершении экономического кризиса, хотя доходы россиян по-прежнему продолжают падать, а их расходы расти. Что думают эксперты?

Никита Исаев, директор Института актуальной экономики:

– Если власть делает заявления о том, что кризис закончился, основываясь на росте нефтегазовой промышленности, связанном почти с 30%-м ростом стоимости нефти на внешних рынках в тот момент, когда все остальные показатели находятся в отрицательной динамике, то это, на мой взгляд, крайне опрометчиво.

Кризис не просто не остановился, он усугубляется. Качество жизни населения, реально располагаемые доходы, покупательская способность снижаются. Объем задолженности физических лиц продолжает расти, и это показывает статистика за декабрь, связанная с рекордными показателями микрофинансовой зависимости. Количество средств, находящихся в свободном обращении у граждан, уменьшаются.

Иностранные инвестиции падают, в три раза увеличился по объему отток капиталов из страны. Индекс промышленного производства падает, кроме нефтегазовой промышленности. Продолжается повышение налогов и околоналоговых платежей, тарифов, сборов, пошлин, и все это ложится на плечи физических лиц и реального частного сектора и никоим образом не касается государственных корпораций, дотируемых из бюджета. В стране отсутствует какая-либо экономическая программа развития, как в целом, так и для отдельных отраслей экономики. Мировая конъюнктура и ужесточение санкционного давления пока не дают надежд на изменение ситуации.

Объективным признаком выхода из кризиса могло бы стать настроение общества, в первую очередь. И реальное изменение покупательской способности населения, вызванное притоком ресурсов в реальный сектор экономики и распределение по доходам домохозяйств. Сейчас мы видим отрицательную динамику.

Андрей Мовчан, руководитель экономических программ Московского центра «Карнеги»:

– Закончился кризис или нет, во многом зависит от того, что считать кризисом. Если считать как я, что кризис – это падение доходов населения, то он продолжается. Те, кто сегодня говорит о том, что кризис закончился, – это люди, которые считают кризисом падение ВВП. В связи с ростом цен на нефть у нас падение ВВП прекратилось. Для них кризис закончился.

Владимир Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, директор Автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов»:

– Кризис характеризуется падением производства на протяжении нескольких кварталов. Этого в последнее время нет, и скорее находимся в стадии стагнации.

Для отдельных отраслей кризис имеет место быть. В некоторых случаях он перерастает в долгосрочную тенденцию, как, например, в полиграфии и некоторых других отраслях. Это не связано непосредственно с тяжелой экономической ситуацией, а связано, скорее всего, с новым этапом технологического развития.

С другой стороны, во многом экономика страны остается ориентированной на нефтегазовый сектор. В условиях высоких цен на нефть мы испытываем кризис в меньшей степени, чем если бы ситуация на рынке энергоносителей была бы другой.

Наличие кризиса можно увидеть в том, что у нас остаются невысокими темпы экономического роста, у нас наблюдается дефицит как федерального, так и регионального бюджетов, на низком уровне сохраняются доходы населения. Но четких и ярких проявлений кризиса у нас нет.

В целом, как мне кажется, формально кризис закончился, но ситуация еще не позволяет говорить о начале экономического роста. В этой связи следует вспомнить хорошее определение, которое возникло в мировой экономике относительно недавно, после кризиса 2008-2009 годов. Это «новая нормальность» – состояние экономики, которое характеризуется высокой степенью неопределенности по многим отраслям, секторам и сферам жизнедеятельности. В новой нормальности прямые экономически показатели не полностью отражают реальное положение дел.

Андрей Клепач, главный экономист Внешэкономбанка, экс-замглавы министерства экономического развития и торговли РФ с февраля 2008 по июль 2014 года:

– Оживление в экономике идет, но пока неустойчивое. Из кризиса мы выходим.

Считается, что если рост превышает тот спад, который был, то это уже переход к подъему, к оживлению. У нас пока рост за 2017 год, я полагаю, будет 1,4%. Это означает, что спад, который был в 2015-2016 годах, мы все еще не преодолели. Думаю, что мы преодолеем его в 2018 году.

Говорить о том, что мировая экономика пошла в рост, нельзя – она давно находится в фазе подъема, после кризиса 2009 года. Скорее сейчас можно спорить о том, затормозится ли она в ближайшие годы и будет ли рецессия.



http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/45953-ekonomicheskiy-krizis-v-rossii-zakonchilsya-ili-net-.html


11 января 2018Региональные комментарии

Енисейская экономическая зона как новая форма межрегионального взаимодействия

Главы Хакасии и Тувы Виктор Зимин и Шолбан Кара-оол поддержали предложение врио губернатора Красноярского края Александра Усса о создании на территории трех регионов Енисейской экономической зоны. Об этом сообщает «РИА Новости». Я полностью поддерживаю подобные инициативы по активизации форм межрегионального взаимодействия или сотрудничества. Нужно отметить, что в нашей стране подобное взаимодействие в последние годы свелось к абсолютному минимуму. Подчас даже непонятно, какие инструменты нужно запустить для того, чтобы горизонтальные связи между регионами заработали. Поэтому, на мой взгляд, если подобные инициативы будут высказываться главами регионов и найдут поддержку у соседних субъектов федерации, с которыми предлагается наладить сотрудничество, то стоит к этому относиться с большой долей позитива и рассматривать возможность распространения этой практики на другие области.

Стоит сказать, что случай Красноярского края, Хакасии и Тывы достаточно уникальный, там сам бог велел развивать формы взаимодействия и сотрудничества. В советские годы Хакасия входила в состав Красноярского края в виде автономной области. Тыва, как соседний слаборазвитый регион, имеет всего несколько транспортных артерий, которые соединяют этот регион с другими регионами страны. Обе эти дороги проходят через Красноярский край. В условиях отсутствия железнодорожного сообщения и адекватного авиа сообщения, понятно, что завязанность Тывы на Красноярский край очень велика. В этой связи нужно сказать, что распространение подобной практики в других областях может иметь больше ограничений, нежели в данном случае. Гораздо сложнее, на мой взгляд, будет налаживать связи того же Красноярского края, например, с Иркутской, Кемеровской или Томской областями. Потому что интеграционных начал между ними меньше.

Хозяйственные связи этих регионов были активны и в советское время. Некоторые вопросы относятся к числу совместных для трех областей. Если говорить о Красноярском крае и Хакасии, то можно вспомнить, что Саяно-Шушенская ГЭС, расположенная на Енисее, находится практически на границе двух регионов, формально относясь к Хакасии. Тем не менее, ее завязанность на Красноярский край тоже очевидна. Решение вопросов развития энергетических систем тоже возможно в виде каких-то надрегиональных программ. Что касается вопросов транспортной инфраструктуры, та же Тыва связана с Красноярским краем автомобильными дорогами. Мы знаем о сложной судьбе проекта железной дороги Кызыл-Курагино, который должен связать Тыву с Красноярским краем (магистраль планируется продлить до границы с Монголией для того, чтобы связать её с железнодорожной сетью Монголии и Китая).Реализация этого проекта также возможна при реализации предложения о создании Енисейской экономической зоны. То есть направлений экономической интеграции этих трех регионов достаточно много. Но при некоем превалировании роли Красноярска по отношению к Хакасии и Тыве. С другой стороны, мы понимаем, например, что южные районы Красноярского края в своем хозяйственном отношении замкнуты на Хакасию.

Еще один момент, который я бы хотел отметить — это то, что подобные формы институционализации межрегионального взаимодействия, возможно, будут прототипом каких-то новых территориальных образований, которые могут складываться в нашей стране. Неоднократно муссировался вопрос о возможном укрупнении субъектов федерации или создания каких-то макрорегионов. Подобные инициативы снизу могут в итоге сформировать какие-то новые надрегиональные образования, которые в будущем можно будет оформить, закрепив за этими структурами перечень полномочий, в том числе, по регулированию хозяйственных вопросов, касающихся развития нескольких регионов. Все это способствовало бы формированию единой стратегии развития субъектов федерации и формированию в нашей стране системы управления и регулирования, дефицит которой часто испытывают в субъектах федерации. Я имею ввиду уровень макрорегиональный, надрегиональный. Поскольку решение многих вопросов сковывается именно наличием такого большого числа субъектов федерации.



http://regcomment.ru/articles/eniseyskaya-ekonomicheskaya-zona-kak-novaya-forma-mezhregionalnogo-vzaimodeystviya/


11 января 2018Известия

Штрафы за незаконную добычу драгметаллов могут вырасти в пять раз

Санкции за нарушение правил добычи, использования и хранения драгоценных металлов и камней могут существенно ужесточиться в этом году. Максимальные штрафы для компаний и индивидуальных предпринимателей могут вырасти в пять раз — до 250 тыс. рублей. Такие поправки в КоАП подготовили в Минфине («Известия» ознакомились с содержанием документа). В ведомстве считают нынешний размер штрафа недостаточным для того, чтобы удержать недобросовестных участников рынка от правонарушений. Актуальную долю теневого сектора только ювелирного рынка представители Минфина оценивают в 58%.

Нарушение правил добычи, использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов или камней будет караться более сурово. Максимальный размер штрафа для юрлиц и ИП вырастет с нынешних 50 тыс. рублей до 250 тыс. Должностным лицам придется заплатить за нарушения до 70 тыс. рублей вместо 15 тыс. Соответствующий проект закона с поправками в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) подготовили в Минфине. Документ проходит оценку регулирующего воздействия, после чего будет передан на рассмотрение в правительство.

Нынешние штрафные санкции, предусмотренные КоАП, несоразмерны совершаемым  правонарушениям, пояснили в министерстве. Как результат — недобросовестные участники рынка драгметаллов и камней предпочитают заплатить штраф вместо того, чтобы следовать букве закона. В Минфине считают, что таким образом создаются благоприятные условия для легализации ювелирных изделий, незаконно изготовленных на территории России либо нелегально ввезенных из-за рубежа.

В ведомстве не ограничились повышением штрафов; также предлагается ввести наказание за непредоставление документов для включения в реестр юрлиц и ИП, осуществляющих операции с драгметаллами и камнями. За такое нарушение штраф для компаний составит от 50 тыс. до 80 тыс. рублей, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — 20–30 тыс. рублей.

Сейчас в Российской государственной пробирной палате при Минфине зарегистрировано около 42 тыс. организаций, которые работают с драгметаллами и камнями. Однако в налоговых органах зарегистрировано более 916 тыс. таких компаний.

— Принятие изменений в КоАП повысит эффективность и результативность контрольно-надзорной деятельности, сократит число правонарушений в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и, как следствие, уменьшит теневой сектор рынка, — добавили в пресс-службе Минфина.

Доля теневого сектора только на ювелирном рынке составляет 58%, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев в конце 2017 года.

В профессиональном сообществе с оценками министерства не согласны.

По мнению заведующего кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимира Климанова, разработанные поправки направлены преимущественно на представителей малого бизнеса.

— Необходимо обелить ювелирные производства, которые сосредоточены в Центральной России. Всем кажется, что производство драгметаллов или камней ведется в больших масштабах. Но это не так. Чаще всего именно небольшие компании уходят «в тень», — рассказал Владимир Климанов.

В 2016 году, по данным Росстата, реализация ювелирных изделий в России увеличилась на 10% по сравнению с предыдущим периодом — до 224 млрд рублей. Но в первые три квартала 2017 года продажи составили 139 млрд рублей. За весь прошлый год реализация составит 215–230 млрд рублей, оценили в ассоциации «Гильдия ювелиров России».

Из данных Таможенной службы следует, что импорт драгоценных изделий в Россию в прошлом году превысил 5,4 млрд рублей. Основные поставки украшений из золота шли из Китая, Италии, США и стран Евросоюза. Больше половины изделий из серебра прибыли из Таиланда.



https://iz.ru/693783/pavel-panov/shtrafy-za-nezakonnuiu-dobychu-dragmetallov-mogut-vyrasti-v-piat-raz


9 января 2018Клуб Регионов

Ученые: предложение Усса о создании Енисейской экономической зоны актуально

Озвученную главой Красноярского края Александром Уссом идею создания Енисейской экономической зоны поддержали губернаторы Тувы Шолбан Кара-оол и Хакасии Виктор Зимин. Как заявляет Усс, этот проект направлен на интеграцию и усиление взаимодействия между предприятиями трех субъектов РФ. По словам экспертов, создание Енисейской экономической зоны будет способствовать притоку инвестиций и реализации крупных проектов на территории трех регионов.

Главы Хакасии и Тувы Виктор Зимин и Шолбан Кара-оол поддержали идею создания Енисейской экономической зоны. Ранее с таким предложением выступил врио губернатора Красноярского края Александр Усс. Свою идею Усс озвучил в конце 2017г. Этот проект направлен на развитие экономики, а также интеграцию и усиление взаимодействия между предприятиями Красноярского края, Хакасии и Тувы. По словам Усса, Енисейская экономическая зона может стать «стержнем восточного вектора» развития РФ.

Важность укрепления межрегиональных связей подчеркнул доктор экономических наук, завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. «Я позитивно оцениваю такие предложения. Во-первых, у нас крайне слабо развиты любые формы межрегионального взаимодействия и сотрудничества. Поэтому любые инициативы, которые идут снизу относительно налаживания горизонтальных связей между регионами, я бы всячески приветствовал. Красноярскому краю суждено быть интегратором по отношению к Хакасии и Туве. Хакасияранее входила в состав Красноярского края. Есть завязанность транспортной, энергетической и иных систем между краем и Хакасией. Аналогичная ситуация с Тувой. Мы понимаем, что в Туву ведут всего две автомобильные дороги и обе выходят на Красноярский край. В этой связи интеграция Тувы и Красноярского края очевидна. Также нужно сказать, что периодически у нас возникают идеи, возможно, укрупнения регионов. Если оставить в стороне политическую составляющую этого момента и сосредоточиться на экономических вопросах, то подобного рода инициативы являются предвестниками того, что могут создаваться какие-то надрегиональные объединения, которые могут на себя затащить часть функций более крупных территориальных образований, нежели многочисленные субъекты Федерации», – сказал Климанов «Клубу Регионов».



http://club-rf.ru/24/detail/2261


8 января 2018Российская газета

Простят на семь лет. С нового года субъектам РФ дали отсрочку по возврату бюджетных кредитов

С 1 января 2018 года запущена программа реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов. Она рассчитана на 7-12 лет. За это время регионы - участники программы должны сократить коммерческую долговую нагрузку, дефицит своих бюджетов. Об этом в конце декабря на Госсовете сообщил Владимир Путин.

Исчезнут ли дешевые бюджетные кредиты, рассматривается ли вариант полного списания долговых обязательств регионов, в интервью «Российской газете» рассказал доктор экономических наук, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Владимир Викторович, сколько регионов сейчас являются получателями бюджетных кредитов?

Владимир Климанов: Бюджетные кредиты получают больше 70 субъектов РФ, всего их у нас 85.

Достаточно ли семи лет, чтобы расплатиться регионам по накопленным долговым обязательствам?

Владимир Климанов: В первые два года действия программы предполагается дать максимальные льготные условия, регионам нужно будет выплачивать всего по 5 процентов долга ежегодно. Это позволит территориям только в ближайшие два года высвободить, по приблизительным подсчетам, 428 миллиардов рублей, которые могут пойти на инвестиционные программы. Например, власти Новгородской области уже заявили, что в 2018 году при реструктуризации бюджетной части госдолга смогут сэкономить 176 миллионов рублей.

Почему понадобилась в принципе эта программа?

Владимир Климанов: Сложилась такая ситуация, что регионы оказались завязаны на новых расходных обязательствах, а доходы не увеличивались. Поэтому объем госдолга, который стал нарастать в 2013-2015 годах, для территорий оказался непосильной ношей. И поэтому первоначальное решение о замещении коммерческих кредитов бюджетными, чтобы освободить регионы по крайней мере от ненужных платежей по процентам, связанным с обслуживанием госдолга, до конца проблему не решил. Ситуация с высокой закредитованностью осталась. Стоит признать, что действия, которые были предприняты со стороны федерального центра по отношению к регионам, какими бы жесткими ни казались, оказались действенными. Так, госдолг регионов еще пару лет назад составлял 2,5 триллиона рублей, а по данным на начало декабря 2017 года, он снизился до 2,14 триллиона рублей.

А какие меры оказались наиболее действенными?

Владимир Климанов: Удалось остановить рост различных социальных льгот для населения. Не секрет, что в некоторых регионах стали вводить свои дополнительные меры соцподдержки. Знаю, что даже есть, например, звание «ветеран труда», которое учреждено региональными властями.

Кроме того, удалось не наращивать штат работников бюджетных учреждений. Это привело к тому, что расходы в этом направлении не росли.

Госдолг регионов пару лет назад составлял 2,5 трлн рублей, а в декабре 2017 года он снизился до 2,14 трлн

Бытует и такая точка зрения, что сейчас необходимо усилить финансовую помощь регионам. Вы так не думаете?

Владимир Климанов: Финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов сохранялась несколько лет почти на одном уровне - около 1,6 триллиона рублей. Поэтому говорить о том, что регионы стали получать больше финансовой помощи, нельзя. Хотя бы в силу того, что это все в номинальном выражении, а с учетом инфляции субъекты РФ стали получать из федерального бюджета даже меньше, чем еще несколько лет назад. Поэтому самым действенным инструментом сокращения госдолга регионов оказалось ужимание расходов региональных бюджетов.

Во время пресс-конференции Владимир Путин говорил, что одним регионам дадут возможность реструктуризировать свою задолженность в течение семи лет, а другие, кто сможет обеспечивать рост налоговой базы не ниже инфляции, получат дополнительную рассрочку на 12 лет. Какие регионы могут претендовать на максимальный срок рассрочки по кредитам?

Владимир Климанов: Краснодарский край имеет все шансы получить 12-летний срок по реструктуризации задолженности. У него до недавнего времени был наибольший объем долга - около 150 миллиардов рублей. Однако стоит учитывать объемы госдолга не только в абсолютном значении, но и в динамике. Его можно соотносить как с валовым региональным продуктом, так и с налоговыми и неналоговыми доходами бюджета. И вот какое наблюдение: если в 2016 году госдолг, превышающий годовой объем налоговых и неналоговых доходов, имели 14 регионов, то уже в середине 2017 года их было всего 8. То есть федеральному центру удалось снять остроту напряжения с госдолгом в наиболее сложных регионах. С другой стороны, число регионов, задолженность которых стала составлять больше половины от годового объема налоговых и неналоговых доходов, уже превысила 50.

С этого года дешевые бюджетные кредиты не исчезнут?

Владимир Климанов: Нет, практика выдачи бюджетных кредитов будет продолжаться. Более того, будут расширены возможности их погашения. Другое дело, что пик активного распределения бюджетных кредитов, который пришелся на два последних года, уже прошел. Многие воспринимали эту федеральную поддержку как антикризисные меры.

По данным Счетной палаты на 1 июля 2017 года, доля бюджетных кредитов в структуре госдолга составляла 47,6 процента (всего же их было выдано почти на 1 триллион рублей). А банковских - 27,7 процента. Какие регионы злоупотребляют банковскими кредитами?

Сейчас скорее всего бюджетные кредиты будут выдаваться в исключительных случаях.

Владимир Климанов: Обращение регионов за банковскими кредитами скорее всего вынужденная мера. Например, один из самых крупных получателей банковских кредитов - Красноярский край. Он брал и тратил в позапрошлом году 6 миллиардов рублей на обслуживание коммерческих кредитов. Но другого выбора у него просто нет. Считается, что более эффективным и дешевым инструментом являются региональные ценные бумаги. В целом это так, но ценные бумаги требуют гораздо большего администрирования, это сложный инструмент. И поэтому лучше взять кредит в коммерческом банке.

Вы можете назвать регионы, которые чаще других обращаются за коммерческими кредитами?

Владимир Климанов: По данным минфина на 1 декабря 2017 года, Краснодарский край набрал коммерческих кредитов на 51 миллиард рублей. Архангельская область, которая не выпускает ценные бумаги, одолжила у банков под проценты 19 миллиардов рублей. Республика Мордовия оказалась в очень сложной ситуации, в итоге оформила 14 миллиардов коммерческих, плюс еще 24 бюджетных кредита, и еще 8 ценных бумаг.

Рассматривается вариант полного списания долгов регионам?

Владимир Климанов: В чистом варианте вряд ли это возможно. При этом практика такая есть, поэтому вполне вероятно, что аналогичные инструменты будут так или иначе применяться. Например, в виде использования дополнительной неформализованной финансовой помощи, которая пойдет в регионы и реально просто погасит накопленные объемы бюджетных кредитов.



https://rg.ru/2018/01/08/klimanov-restrukturizaciia-kreditov-pozvolit-regionam-sekonomit-biudzhety.html


4 января 2018ФедералПресс

Центр должен задуматься об изъянах в межбюджетных отношениях

«ФедералПресс» изучает мнение известных политиков и экспертов о политических, экономических и социальных итогах 2017 года и перспективах года грядущего. Тему состояния финансовой сферы прокомментировал директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов:

Нельзя допустить реальных дефолтов регионов. Есть большое желание политических сторон найти оптимальное решение этой проблемы. Признание этой проблемы стало правильным шагом, так как ранее складывалась очень странная ситуация − многие главы регионов говорили, что есть реальная проблема с госдолгом, но их как будто не слышали. Сейчас признали, что снять ее текущими инструментами невозможно, и нужна реструктуризация. Вопрос теперь в том, чтобы не давать в будущем субъектам Федерации возможность опять накопить столь высокую задолженность по такой же схеме. В свою очередь, Центр должен задуматься об имеющихся изъянах в межбюджетных отношениях, которые приводят к росту задолженности регионов.«В части финансов итоги года оказались более благоприятны, чем прогнозировалось ранее. Правительству и Минфину удалось сдержать рост расходов и те показатели дефицита федерального бюджета, которые есть, – они не говорят о каком-то кризисном состоянии государственных финансов. Хуже обстоит дело с региональными бюджетами, так как там сложилась сложная ситуация с исполнением бюджета по причине, в первую очередь, долговой зависимости. Поняв это, федеральный Центр запускает программу реструктуризации госдолга регионов, которая будет включать в себя если не списание, то долгосрочное пролонгирование. Это станет определенной нагрузкой на бюджет, но если этого не сделать, последствия будут куда хуже.

Если говорить о прогнозе на 2018 год, то здесь имеется высокая степень неопределенности. Это связано с тем, что начало нового политического цикла может повлечь за собой некоторые изменения бюджетной и налоговой политики. Из негативных факторов, которые влияют на состояние госфинансов, можно назвать продолжающийся режим санкций и волантильность цен на нефть. Нельзя сказать, что они столь высоки, чтобы получать сверхдоходы, но они гораздо выше, чем закладывалось в бюджет».



http://fedpress.ru/expert-opinion/1923271


Архив: 2018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений