RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

18 января 2020BFM.ru

Не потратили: в бюджете по нацпроектам не освоено 150 млрд рублей

В бюджете по нацпроектам не освоено 150 млрд рублей — об этом говорится в отчете Минфина за прошлый год, сообщает РБК. По данным портала «Электронный бюджет», отставание от плана еще больше — около 190 млрд рублей. В отчете указано, что виной всему бюрократия и неготовность институтов власти. Всего на нацпроекты в 2019 году было выделено более 1,7 трлн рублей, больше 90% израсходовано.

Рассказывая о планах работы на посту премьер-министра, Михаил Мишустин назвал выполнение нацпроектов своим приоритетом. К тому же в наступившем году прежних отговорок у правительства не будет — период раскачки прошел относительно успешно, отмечает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов.

— Сам принцип выделения средств на национальные проекты был определен, исходя из потолка бюджетных расходов. То есть правительство впервые пошло по пути, когда вначале были определены объемы расходов, а потом точно утверждены те мероприятия, которые должны быть реализованы. Поэтому, когда говорят о том, что что-то недофинансировано в рамках нацпроекта, автоматически возникает и вопрос: а выполнены ли в полной мере те мероприятия, которые были запланированы? Наверное, нет. Переговорный процесс или решение каких-либо формальных процедур оказалось слишком затянутым.
— Ваш прогноз на ближайший год — изменится ли ситуация или все-таки времени на раскачку нужно больше?
— Здесь будут действовать как факторы, ускоряющие этот процесс, так и тормозящие. К ускоряющим я отношу то, что отговорок, которые были у разных участников процесса в 2019 году, сейчас уже нет. Более того, мы впервые столкнулись с ситуацией, по крайней мере в новейшей истории, когда к началу финансового года все соглашения между федеральными органами власти и регионами были подписаны, или практически все. Такая практика встречается впервые. И в этой связи 2020 год формально полностью готов к тому, чтобы стать площадкой для полномасштабного развертывания национальных проектов. Но, с другой стороны, мы понимаем, что события, которые произошли в начале года, связаны со сменой федерального правительства, а также с необходимостью корректировки ряда направлений, которые были обозначены в послании президента и которые связаны как с необходимостью увеличения финансового обеспечения реализации этих мероприятий, так и повышенных их значений в части развития того же образования или системы здравоохранения в регионах. В этой связи мы ожидаем того, что придется пойти по пути корректировки уже принятых соглашений.



https://www.bfm.ru/news/434434
Читать далее

17 января 2020РБК

Расходы на нацпроекты в 2019 году отстали от плана на 150 млрд руб.

Расходы федерального бюджета на нацпроекты в 2019 году отстали от плана на ₽150 млрд. Причины — излишняя бюрократия и неготовность институтов власти. Новому правительству будет проще, так как ряд ошибок уже учтен, считают эксперты

Что может изменить новый премьер

Нынешний механизм работы над нацпроектами требует доработки, хотя предыдущее правительство «очень старалось, чтобы все было сделано качественно и эффективно», заявил назначенный 16 января премьер-министром Михаил Мишустин, ранее возглавлявший Федеральную налоговую службу. Он пообещал провести «инвентаризацию», чтобы выяснить, «почему не случилось так быстро то, что было обещано». По мнению Мишустина, для успешной реализации нацпроектов нужно, в частности, масштабировать лучшие региональные решения на федеральный уровень.

Мишустин подчеркнул, что новое правительство будет форсировать работу над нацпроектами, для чего уже есть утвержденные планы, ресурсы и целевые показатели.

Эффективно реализовывать нацпроекты мешает «излишняя забюрократизированность в отношениях федерации и регионов», говорит завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. Бюрократия и излишнее администрирование есть и на этапе доведения денег до конкретных исполнителей. Обратной стороной борьбы за чистоту госзакупок стало то, что все процедуры стали сильно тормозиться, отмечает он.

Кроме того, к запуску масштабных нацпроектов оказалась не готова технологическая инфраструктура, когда потребовалось заводить несколько тысяч соглашений между федеральными органами власти и регионами в систему «Электронный бюджет», указывает Климанов. «И в целом в системе государственного управления есть глобальный сбой, связанный с неготовностью органов власти принимать ответственные решения самостоятельно, у нас не сложилась децентрализованная система принятия решений», — считает эксперт.

Мишустин может применить свой положительный опыт по администрированию процессов в ФНС в более широком масштабе, считает руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Это то немногое, что могло бы без крупных реформ существенно улучшить качество государственного управления. Просто повысить эффективность на местах, без лишних бумажек», — сказала она РБК.

В этом году ситуация станет лучше, продолжает Климанов, так как многие недочеты первого года реализации нацпроектов удалось преодолеть. В частности, теперь все необходимые соглашения, по которым регионы будут получать деньги из федерального бюджета, были заключены еще до начала финансового года (в прошлом году часть соглашений заключалась уже после 1 января, даже на 15 февраля процесс не был закончен).

Однако сейчас работа федеральных органов власти может оказаться «в некоторой степени парализованной» в связи со сменой правительства и необходимостью корректировки ряда задач после послания президента Федеральному собранию, предупреждает Климанов.

https://www.rbc.ru/economics/17/01/2020/5e21994a9a794745151f4b8b
Читать далее

14 января 2020Российская газета

Задача с уравнением

Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами РФ необходимо усовершенствовать. С инициативой, связанной с учетом акцизов на нефтепродукты, выступили псковские законодатели. Если объем акцизов в регионе возрастает, размер федерального транша уменьшается. Однако тратить «нефтяные деньги» можно только на содержание и ремонт дорог. В результате областные бюджеты сталкиваются с нехваткой средств на исполнение других социальных обязательств, и эта проблема требует решения.

Кто останется в плюсе?

Директор Института реформирования общественных финансов, завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов называет рациональными и псковскую, и калининградскую инициативы.

Отдельная статья в Бюджетном кодексе РФ посвящена принципу совокупного покрытия расходов бюджетов, запрещающему увязывать расходы казны с определенными поступлениями. И акцизы на нефтепродукты, направляемые исключительно на формирование федерального и региональных дорожных фондов, являются единственным исключением из этого принципа.

- С одной стороны, будет разумно не лишать субъекты РФ части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из-за растущего объема топливных акцизов, - комментирует ситуацию Владимир Климанов. - С другой стороны, подходить к корректировке методики всегда следует очень взвешенно, сравнивая выгоду, которую приобретут одни территории, с потерями других территорий.

Утверждение эксперта касается и учета прогнозной численности местных жителей. В десятке регионов, продемонстрировавших в 2016-2018 годах наибольшую динамику прироста населения, четыре являются донорами и не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Речь идет о Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской и Тюменской областях. И это логично: многие россияне стремятся жить, работать, создавать семьи в экономически сильных субъектах Федерации. То есть теоретически учет прогнозного общего прироста может оставить в выигрыше федеральную казну и в совокупном проигрыше - региональные бюджеты.

- Вероятно, следовало бы учитывать только положительные прогнозные показатели. Чтобы субъекты РФ, численность населения которых в последние годы растет (неважно, за счет рождаемости или миграции), получили больше дотаций с учетом прогноза. А для регионов, демонстрирующих отрицательную динамику, объем поступлений при этом не снизился, - подводит итог Владимир Климанов.



https://rg.ru/2020/01/14/reg-szfo/regiony-szfo-prosiat-peresmotret-mehanizmy-raspredeleniia-dotacij.html
Читать далее

14 января 2020Экономика сегодня

Проблему выбора между субсидиями и отменой НДФЛ для малоимущих разрешит рост зарплат

Предложение Кудрина о субсидиях поднимает давнюю дискуссию о методах решения социально-экономической проблемы бедности – считает заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов.

Кудрин отреагировал на общественную дискуссию

Бывший министр финансов РФ, а ныне председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил с очередным заявлением по общей экономической политике в России и призвал изменить магистральную стратегию по борьбе с бедностью.

Кудрин считает, что для борьбы с бедностью было бы эффективней выплачивать субсидии, а не отменять для них НДФЛ.

С одной стороны, такой подход является логичным – НДФЛ в России носит единый характер в 13 процентов и, учитывая объем теневой экономики в России в 30 процентов, не является значительной социальной проблемой – скорее, вызывает вопросы, почему для всех категорий населения он находится на одном уровне, с другой – эффективность субсидий и пособий в России также далека от идеала.

Кроме того, мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы сократить бедность в России нужен рост реальных располагаемых доходов, который может стать результатом только экономического роста, как минимум, в 3-4 процента годовых. Все другие меры будут являться купированием наиболее одиозных проявлений бедности, и, как результат, временным и паллиативным решением.

«Здесь Кудриным затронут важный вопрос, а что лучше – налоговые льготы или субсидии из бюджета. И это все связано с дискуссией по поводу законопроекта об освобождении от уплаты НДФЛ категории малоимущих граждан», - констатирует Климанов.

Здесь нужно отметить, что термин «малоимущий» или «малоимущая семья» является юридическим. Для того, чтобы он применялся и стал основанием для льгот, субсидий или пособий, российские граждане должны его получить со стороны государства.

Например, в этот сегмент подпадают семьи, чей уровень дохода на человека меньше прожиточного минимума региона, в котором они проживают. Это регулярная ситуация, особенно когда в семье двое детей, а заработную плату получает только один из супругов.

В реформировании системы налогооблажения заложены риски

«Подобная дискуссия носит общий характер и свойственна любым экономикам и любым обществам. Я придерживаюсь той точки зрения, что в этом вопросе целесообразней вводить систему адресных субсидий, поскольку слом современной системы налогооблажения подразумевает под собой немало рисков, хотя здесь заложены и позитивные моменты», - резюмирует Климанов.

Возможно, отмена НДФЛ для лиц, которые зарабатывают ниже одного или даже двух прожиточных минимумов, станет позитивным моментом, как для общества, так и для российской экономики – эти деньги уйдут в ее реальный сектор, но создаст другие проблемы.

«Просто такое изменение системы налогооблажения, во-первых, приведет к недоверию к органам власти со стороны бизнеса и населения, поскольку изменчивость налоговых правил приводит к росту настороженности инвесторов и граждан, а, во-вторых, внедрение подобных налоговых освобождений потребует дополнительных административных издержек», - заключает Климанов.

В частности, это дополнительная нагрузка на отечественную судебную систему, которая в последние годы не отличается совершенством, в ведь, наверняка, многим гражданам придется доказывать свой статус «малоимущих» через судебные инстанции.

«В-третьих, мы можем ожидать изменений поведения работодателей, которые начнут еще больше использовать серые схемы, пользуясь новой системой дифференциации заработных плат. В-четвертых, все это может привести к потерям региональных бюджетов, которые не отличаются профицитным характером в отличие от российского федерального бюджета», - констатирует Климанов.

Как замечает эксперт, доходы наиболее необеспеченных регионов во многом формируются за счет НДФЛ, поэтому это создаст целый ряд проблем, пусть и не огромных, но, по крайней мере, точно приведет к увеличению трансфертов из федерального бюджета.

«В-пятых, мы не можем гарантировать, что в случае отмены НДФЛ для малоимущих изменится поведение работодателей, которые могут просто изменить схему выплаты денег своим работникам, из-за чего реальные доходы таких граждан не увеличатся», - резюмирует Климанов.

По этой причине, по мнению Владимира Викторовича, вариант адресных субсидий действительно является более предпочтительным для РФ, но мы понимаем, что в условиях искаженной статистики, а также сложности сбора сведений о доходах россиян, не говоря уже о об административной нагрузке и сложности бюрократических процессов, все здесь далеко не однозначно.

«Просто нет гарантии, что в случае введения субсидий они будут иметь адресный и целенаправленный характер, поэтому здесь есть много тонкостей, про которые нельзя забывать при выработке решения по этому вопросу», - заключает Климанов.

Климанов считает, что субсидии лучше, чем налоговое освобождение, но, тем не менее, все здесь спорно.

«В целом, выстраивание системы по сокращению количества бедных в России требует более масштабных действий, которые будут иметь комплексный характер путем увеличения зарплат населения и предоставления им финансовой помощи», - резюмирует Климанов.



https://rueconomics.ru/425089-problemu-vybora-mezhdu-subsidiyami-i-otmenoi-ndfl-dlya-maloimushikh-razreshit-rost-zarplat
Читать далее

7 января 2020Экономика сегодня

Нацпроекты должны стать козырем роста экономики России

Перспективы роста российской экономики в 2020 году ограничены рядом фактором, в том числе, и снижением темпов роста мирового хозяйства – считает заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов.

Национальные проекты дадут результат в будущем

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике Сергей Калашников отметил, что 2020 год будет выдающимся с точки зрения экономических успехов для России. В качестве обоснования для своего мнения Калашников привел реализацию национальных проектов, а также установку президента РФ, направленную на рост благосостояния и сокращение бедности.

Стабильность финансовой системы, бюджетной политики и российской национальной валюты не вызывает сомнений, но вот по росту экономики прогнозы не самые лучшие – базовый прогноз МЭР составляет 1,7 процента годовых, чего недостаточно для России.

Кроме того, Калашников говорит о государственной политике по интенсификации экономического роста, а это специфическая тема, которая может решить локальные проблемы, но вряд ли в состоянии стать инструментом по достижению показателя роста в 4 процента годовых.

Ведь президент Путин поставил задачу достижения темпов экономического роста в России выше среднемирового, а данный показатель в последние годы находится в диапазоне 3-4 процентов годовых и значительно опережает результаты нашей страны.

«Вне сомнения, прямые меры государственного регулирования могут дать видимый эффект, но все-таки их потенциал к настоящему времени, как по экономическому росту, так и по повышению реальных доходов граждан, во многом исчерпан. Это связано с тем, что в предыдущие несколько лет шел активный рост заработных плат работников бюджетной сферы», - констатирует Климанов.

Как отмечает эксперт, в связи с этим делались большие инвестиции во многие государственные проекты, которые должны были способствовать развитию российской экономики и повышению общей связанности территорий нашей страны.

«По этой причине, какие-то новые регуляторные меры серьезных эффектов дать не могут, и нам необходимо сосредоточиться на мерах косвенного государственного регулирования, которые связаны с либерализацией экономических отношений. На это как раз нацелена регуляторная гильотина, о запуске которой активно говорили в российском правительстве в конце прошлого года», - резюмирует Климанов.

С этим могут быть связаны и другие действия, которые государство должно предпринять для того, чтобы оживить экономику, чтобы появились новые экономические отношения и чтобы они дали экономический рост вместе повышением доходов населения.

Российская экономика тесно связана с мировой

Также надо обратить внимание на то, что российская экономика зависит от состояния своей внешней торговли, поэтому динамика роста мирового хозяйства нам важна, а аналитики аудиторской компании PwC прогнозируют снижение этого показателя с 3,4 процентов до 3,8.

Перед нами важнейший индикатор, учитывая, что Россия в своем экспорте делает ставку на энергетические ресурсы.

«Прогнозы на снижение роста мировой экономики являются верными, поскольку на сегодняшний день нет драйверов, которые бы привели к обратному процессу, но, тем не менее, рост выше 3 процентов является очень даже неплохим», - заключает Климанов.

По мнению Владимира Викторовича, такая цифра является вызовом для России, поскольку достижение цифры роста российской экономики в 3,4 процента для нас практически невозможно, ведь даже прогноз роста в 1,7 процентов рассматривается, как позитивный.

«Поэтому цели, записанные в указе нашего президента №204, потребуют корректировки в своих количественных параметрах. Мы вряд ли сможем расти быстрее, поскольку для этого в России пока нет реальных предпосылок», - констатирует Климанов.

Вместе с тем, как считает Климанов, если рассматривать перспективы мирового хозяйства, нельзя говорить о том, что уже пришел мировой кризис, который в будущем, безусловно, затронет и нашу страну. Сегодня весь мир находится в ожидании этого события, поскольку циклически кризис должен подойти, и задачей России здесь уже являются не темпы роста, а минимизация его последствий.

«Пока начало кризиса откладывается, хотя, скорее всего, он должен произойти в обозримом будущем. Что касается российской экономики, то пока непонятно, на какой основе мы можем получить экономический рост, действительно опережающий мировой», - резюмирует Климанов.

Климанов обращает внимание на то, что результаты реализации национальных проектов, на которые за шесть лет планируется потратить сумму, эквивалентную полутора федеральным бюджетам, пока не дали такой отдачи, которая могла бы здесь выступить козырем.

«Пока нацпроекты не стали толчком и импульсом для ускоренного развития российской экономики. В то же время, именно на это направлены многие действия и решения, которые реализуются в России в рамках этого социального пакета», - заключает Климанов.

По этой причине, решение задачи по достижению высоких темпов экономического роста является долгосрочной задачей для России, как и рост общего благосостояния – это не единомоментная задача, и на ее выполнение потребуются годы.

Также такие цели потребуют дальнейшего реформирования российской экономики и развития в нашей стране частного сектора.



https://rueconomics.ru/424109-nacproekty-dolzhny-stat-kozyrem-rosta-ekonomiki-rossii
Читать далее

4 января 2020Комсомольская правда

Сколько теряет экономика России из-за затяжных праздников

Россияне отдыхают уже четвертый день. Опустели офисы, замерло строительство, стоят фабрики и заводы. Во сколько же стране обходится этот новогодний простой, так ли он серьезен, что на самом деле проигрывает и что выигрывает экономика и граждане? «Комсомолка» разбиралась в этом вместе с экономистами.

Любые расчеты, которые не касаются экономических эффектов напрямую, измерить в деньгах очень сложно, - говорит завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. - Да, можно сказать, что страна ежедневно производит какое-то количество валового продукта и если какие-то дни объявляются выходными, то этот продукт производится лишь частично. Но та же сфера услуг, транспорта, торговля (а они тоже создают валовой продукт) работают. Есть производства, которые также не останавливаются. И просто разделить 100 триллионов ВВП на количество дней в году и умножить на количество праздничных дней — чисто экономически будет не совсем верно. Но он не верен еще и по своей сути, потому что невозможно производить товар круглосуточно, не имея права на остановки и отдых.



https://www.kp.ru/daily/27074.1/4146294/
Читать далее

2 января 2020Экономика сегодня

Ограничение долга по кредитам повысит финансовую грамотность россиян

Федеральный закон, ограничивающий размер процентов по потребительским займам в России, повысит финансовую грамотность граждан и снизит закредитованность, рассказал ФБА «Экономика сегодня» заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов.

Умерить кредитный аппетит

Начался последний этап ограничения предельного долга россиян. Максимальный размер процентов по ссудам на срок до одного года не сможет превышать долг более чем в 1,5 раза. Эксперт отмечает такие меры как необходимые.

«В последнее время закредитованность населения действительно росла. Вместе с прекращением размера роста доходов граждан или точнее перехода дохода в состояние стагнации увеличивалась долговая нагрузка. При этом темпы роста оставались достаточно высокими за последние два года. И подобное ограничение необходимо», – считает Климанов.

Данные меры государства вызваны увеличением риска неплатежеспособности и попадания физических лиц на территорию банкротства. Согласно статистике Центробанка, год назад долги россиян по кредитам выросли на 22,8% в годовом выражении. А в 2019 году объем кредитных долгов достиг 16 триллиона рублей. Это самые высокие темпы роста задолженности за последние пять лет.

«Те действия, которые проводились ранее и проводятся в настоящее время, напрямую связаны с ограничением заимствования для населения, обязательностью первичной проверки заемщика кредитными организациями и приведут к наложению ответственности не только на физических лиц, но и на банки», – уточнил эксперт.

Ограничение, введенное государством, будет распространяться на все неустойки, в том числе штрафы и пени. Ужесточение условий займов и потребительских кредитов началось год назад, но за указанный период размер процентов снизился в два раза вместе с ежедневной процентной ставкой, уровень которой теперь не превышает 1%. То есть, если человек возьмет потребительский кредит на десять тысяч рублей, то с учетом процентов, отмечает эксперт, он должен вернуть сумму не больше пятнадцати тысяч рублей.

Важным эксперт считает также то, что новый закон запрещает взыскание долгов по выданным «черными кредиторами» займам. Право на это получат исключительно профессиональные кредиторы и коллекторские агентства, специальные финансовые сообщества, а также физические лица, которые были указаны заемщиком в письменном согласии.

Ограничение распространяется также на неустойки, включая штрафы и пени, и платежи за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребительского кредита.

Что будут делать банки

Данные ограничения направлены в первую очередь на микрофинансовый рынок. Принятые правила, считает эксперт, могут привести к уменьшению количества игроков на рынке, ужесточению оценки кредитоспособности заемщиков, а также сократить разрыв условий между займами до зарплаты и крупными ссудами.

«Для банков проведение кредитных операций является первоисточником доходов. Поэтому организации будут заинтересованы в расширении клиентской базы или хотя бы сохранении существующего уровня. Но новые ограничения все же скажутся на прямой финансовой деятельности, которая приносит деньги», – сказал Владимир Климанов.

Однако, уточняет эксперт, это не приведет к активному принятию мер кредитными организациями, которые будут направлены на рискованное сохранение полноценного сегмента.

«Однако вероятность того, что банки могут начать прорабатывать и использовать серые схемы выдачи кредитных займов, возрастает. Важно отметить, что вместе с ростом закредитованности населения, если судить по официальной отчетности, происходило улучшение портфеля заимствований», – добавил Климанов.

Такая статистика свидетельствует о снижении значимости роли микрофинансовых организаций, объяснил эксперт. Поэтому все действия, которые банки могут осуществлять в тени, государству необходимо исключать.

«Очищение банковского сектора, происходящее в последние годы, очень важно. Попытки сократить долю микрофинансирования населения и количество сомнительных кредитных организаций предпринимались и раньше. Это говорит о том, что банкам все сложнее использовать теневые схемы», – сказал Владимир Климанов.

Больше кредитов

Портфель микрозаймов продолжит расти, несмотря на вступление в силу нового этапа регулирования, поскольку, как утверждает эксперт, предпосылок для снижения популярности займов у россиян в текущих макроэкономических условиях не выявлено. Уровень закредитованности россиян за третий квартал 2019 года вырос до 30%, год назад он составлял 24%.

«Финансовая грамотность населения за последние годы возросла, несмотря на неограниченные предложения кредитных организаций. Но все же стоит сказать о том, что запрещать брать кредиты или брать их только на текущие нужды, несмотря на возрастающую необходимость в этом из-за снижения действительных доходов граждан и повышения цен, нельзя», – объяснил Климанов.

Сейчас, считает эксперт, увеличение пирамиды кредитования происходит значительно медленнее, чем несколько лет назад.

«Это говорит о том, что население перестает перекредитовываться в одном финансовом институте и брать новые кредиты для погашения долгов. К тому же ставки начали снижаться, а условия кредитования стали немного выгоднее для граждан. Грамотность населения повышается», – резюмировал Климанов.



https://rueconomics.ru/423602-ogranichenie-dolga-po-kreditam-povysit-finansovuyu-gramotnost-rossiyan
Читать далее

1 января 2020Известия

Взялись за правила: какие советские законы отменят в 2020 году

С 1 февраля в России перестанут действовать более 3,7 тыс. советских правовых актов, принятых с 1917 по 1991 год. Разобраться с устаревшими законами поручил Минюсту премьер-министр Дмитрий Медведев. Многие нормы невозможно применять в современных российских реалиях, а те, что еще не утратили актуальность, пересмотрят. «Известия» изучили перечень оказавшихся ненужными документов. Подробнее — в материале.

«Регуляторные нормы по отношению к бизнесу, однажды принятые законодательно, могут действовать десятилетия или даже столетия. Это нормально: ведь нередко такие правила просто закрепляют обычаи делового оборота и дают надежную защиту для потребителей или контрагентов. Поэтому ничего удивительного в том, что в нашей стране по-прежнему действуют многие нормы советской эпохи, я не вижу. Другой вопрос, что многие из этих требований явно избыточны или просто устарели, а потому требуют отмены или, по крайней мере, пересмотра. Кроме того, отдельные нормы из прошлого просто перекочевали в российское законодательство», — рассказал «Известиям» заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов.



https://iz.ru/960376/aigul-khabibullina/vzialis-za-pravila-kakie-sovetskie-zakony-otmeniat-v-2020-godu
Читать далее
Архив: 202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений