RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Публикации > Статьи в журналах

Статьи в журналах

Архив: 20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008200720062005200420032002

Влияние внедрения «модельного» бюджета на бюджетную обеспеченность регионов Дальнего Востока / В.В. Климанов, А.И. Сафина, Е.Н. Тимушев

Экономика Востока России, №2(10), 2018

http://src-sakha.ru/publikatsii/zhurnal-ekonomika-vostoka-rossii/

Статья посвящена оценке влияния внедрения «модельного» бюджета на бюджетную устойчивость регионов Дальнего Востока. Использование с 2017 г. в методике расчета объемов дотаций усредненных по Российской Федерации расходов с применением различных корректирующих коэффициентов, в первую очередь, неоднозначно отразилось на бюджетной обеспеченности регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так как в случае отдельных субъектов произошло занижение расходных полномочий в связи с неспособностью существующей методики корректно учитывать особенности северных территорий страны, что привело к снижению объемов дотаций на выравнивание из федерального бюджета. В этой связи, целесообразно дальнейшее совершенствование «модельной» методики с целью более объективно и точно оценивать бюджетные расходы регионов.


Региональная резильентность: теоретические основы постановки вопроса / В.В. Климанов, А.А. Михайлова, С.М. Казакова

Экономическая политика Т.13, №6, 2018

http://ecpolicy.ru/archiv/2018/6

В статье объясняется необходимость адаптации теории региональной резилиентности в отечественной науке с учетом существующих западных представлений и определяются предпосылки к формированию в российской науке теории устойчивости региональных экономических систем. Даются определения понятия «устойчивость» (или «резилиентность») из разных областей знаний и их интерпретация в области региональной экономики и экономической географии, а также рассматриваются концептуальные основы построения эволюционного учета региональной экономической устойчивости и адаптации и определяются основные свойства и факторы, влияющие на региональную устойчивость. Понимание различных характеристик устойчивости представляется весьма важным при анализе неравномерности регионального развития, однако широкая трактовка этого термина является существенным препятствием при построении теоретических основ и выработке соответствующих мер государственной политики. Авторы выделяют основные факторы устойчивости региональной экономической системы: способность экономики региона адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и преодолевать кризисные спады; наличие современной инфраструктуры, квалифицированных кадров и субъектов предпринимательской активности; диверсифицированная экономика; устойчивая система инноваций и научно-исследовательских разработок; стабильная финансовая система; позитивные демографические тенденции; государственная политика, направленная на региональное развитие, и др. Авторы также приходят к выводу о том, что нет единственного состояния равновесия экономики: кризисные и шоковые ситуации смещают экономику с ее равновесного пути, после чего она либо восстанавливает свой прежний путь роста, либо выходит на нижележащую траекторию или на улучшенный путь роста.


Связь бюджетной открытости и прозрачности с положением стран в основных международных рейтингах / А.А. Михайлова, В.В. Климанов, А.Р. Рабаданова

Вопросы экономики, №12, 2018

http://www.vopreco.ru/rus/fresh.html#an4

В статье изучается влияние открытости и прозрачности национальных бюджетов и других индикаторов в сфере государственного управления на положение стран по показателю Индекса человеческого развития (ИЧР). С использованием эконометрического аппарата показ


Зарубежный опыт применения дифференцированного подхода в регулировании регионального развития / С.М. Казакова, В.В. Климанов

Региональная экономика. Юг России, №4, 2018

Развитие субъектов Российской Федерации характеризуется высокими различиями по показателям социально-экономического развития. В этой связи важным является выработка мер региональной политики, учитывающая такие особенности. Этим и обосновывается актуальность рассмотрения основ формирования дифференцированного подхода в регулировании регионального развития в развитых и развивающихся странах, учитывающего индивидуальные особенности конкретных территорий, с целью его учета в отечественной практике. В статье анализируется зарубежный опыт выработки различных механизмов государственной региональной политики в зависимости от индивидуальных особенностей развития территорий. Выявляются различные формы реализации дифференцированного подхода: предоставление отдельным административно-территориальным единицам особого статуса и применение различных инструментов регулирования регионального развития на основе проведения типологии регионов или дополнительной поддержки территорий, относящихся к «проблемным» или приоритетным. В рассматриваемых странах (члены Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского союза и БРИКС) определяются также степень децентрализации межбюджетных отношений и степень развитости институциональной организации региональной политики. Авторами анализируется также отечественная практика использования индивидуальных мер поддержки и стимулирования развития регионов. Обосновываются основные особенности региональной политики в России, ограничивающие внедрение дифференцированного подхода.


Эволюция системы предоставления межбюджетных трансфертов в России: новые перспективы / В.В. Климанов, А.И. Сафина

Проблемы теории и практики управления, №11, 2018

http://www.uptp.ru/articles/nauchnaya-zhizn/3321/

Раскрываются вопросы эволюционирования системы предоставления межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. Рассматриваются дальнейшие шаги, которые могут быть предприняты в этом вопросе. Показано, что межбюджетные трансферты в многоуровневой налогово-бюджетной системе направлены, с одной стороны, на повышение экономической эффективности, с другой – минимизацию негативных последствий децентрализации расходных обязательств. По мнению авторов, в идеале «модельный» бюджет должен учитывать, сколько нужно затратить бюджетных средств, чтобы соответствующие полномочия выполнялись качественно с учетом климатических, географических и прочих объективных факторов.

Дальнейшее трансформирование системы межбюджетных отношений может иметь как эволюционный характер, когда продолжатся постоянные изменения системы, которые делают ее менее стабильной и предсказуемой, так и революционный, при выборе которого можно в короткие сроки принять масштабные пакеты мер, направленные на кардинальную трансформацию всей системы.
Внедрение инструмента «модельного» бюджета является очередным этапом реформирования методики распределения межбюджетных трансфертов в части выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений также связаны с минимизацией множества видов межбюджетных трансфертов, что может быть реализовано через консолидацию субсидий; трансформацию части иных межбюджетных трансфертов в дотации и т.д.


Прогрессивное обновление долгосрочных бюджетных прогнозов регионов / А.А. Михайлова, Д.А. Еремина

Проблемы теории и практики управления, №11, 2018

http://www.uptp.ru/articles/nauchnaya-zhizn/3322/

Представлена характеристика разработки бюджетных прогнозов на долгосрочный период во всех субъектах Российской Федерации, а также обзор изменений основных параметров региональных бюджетов, определяющих смысл данного документа, произошедших в 2018 г. На основе проведенного исследования был выявлен ряд проблем реализации бюджетных прогнозов, которые следует принять во внимание для дальнейшей работы с данным видом документов. Представляется крайне важным встраивание бюджетного планирования в систему стратегического планирования, в том числе через формирование бюджетных прогнозов на долгосрочный период. Результаты анализа говорят о наличии ежегодного контроля актуальности утвержденных бюджетных прогнозов субъектов Российской Федерации. В существующих региональных бюджетных прогнозах независимо от периода их принятия или глубины их методической проработки остались не раскрытыми вопросы оценки и прогнозирования бюджетных рисков.


Цели устойчивого развития в государственной политике и документах стратегического планирования Российской Федерации / К.В. Будаева, З.И. Егоршева

Проблемы теории и практики, №11, 2018

http://www.uptp.ru/articles/nauchnaya-zhizn/3323/

Рассмотрены особенности государственной политики Российской Федерации на предмет соответствия концепции устойчивого развития (sustainable development). Проведена оценка достижения государством Целей устойчивого развития на современном этапе, а также проанализирована степень присутствия Целей устойчивого развития в документах стратегического планирования различного уровня управления. На основании проведенного анализа выявлены ключевые особенности проведения государственной политики, влияющие на успешность достижения Целей устойчивого развития, а также выявлен ряд проблем реализации стратегических целей и задач, оказывающий негативное влияние на устойчивое развитие объекта управления.

Для России, как и для других стран мира, устойчивое развитие является значимым направлением трансформации существующих подходов в управлении, и принципы устойчивого развития в разной степени находят отражение в государственной политике.
Принципы устойчивого развития могут быть реализованы путем их внедрения в стратегии и программы федерального, регионального и муниципального уровня.
Результаты анализа документов стратегического планирования и программ говорят о наличии ряда недочетов, снижающих эффективность реализации стратегических целей и потенциально снижающих устойчивость развития городов и регионов Российской Федерации.


Нормативно-правовое обеспечение открытости бюджета на региональном уровне в России / В.В. Климанов, А.А. Михайлова, В.А. Яговкина

Финансовый журнал, №5 (45), 2018

http://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2018/5/fm_2018_5.pdf

В статье анализируется, как в нормативных правовых актах и практической деятельности субъектов Российской Федерации используются такие понятия, как открытый (прозрачный) бюджет, бюджет для граждан, народный бюджет, инициативный бюджет и партисипаторный (партисипативный) бюджет. Приводятся примеры отражения данных терминов в нормативных правовых документах; рассматривается, каким образом указанные виды бюджетов соотносятся между собой, в частности, выявлено, что народный и инициативный бюджеты аналогичны по своему содержанию в нормативных актах регионов. Сделан вывод о том, что в настоящее время принцип открытости (прозрачности) бюджета нашел полное отражение в законодательных актах субъектов Российской Федерации и, таким образом, сформирована система открытого бюджета на всех уровнях государственного управления.


Правовое регулирование финансирования государственных и муниципальных учреждений в проекте новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации / В.А. Яговкина

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, № 9, 2018

http://vestnik-msal.ru/articles/article_104703.html?issue=vest-9-2018

В статье рассматриваются некоторые проблемы правового регулирования деятельности и финансирования государственных и муниципальных учреждений по проекту новой редакции Бюд-жетного кодекса РФ.


Анализ баланса финансовых потоков между центром и регионами в РФ / В.В. Климанов, Д.А. Еремина, А.А. Михайлова

Журнал «ЭКО», №9 (531), 2018

https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1661

В статье рассматриваются сложившиеся особенности распределения «прямых» расходов федерального бюджета, на основе которых составляется баланс встречных финансовых потоков по регионам (в том числе с учетом численности населения) и выявляются регионы-«доноры». Определена степень участия регионов в формировании федерального и региональных бюджетов, показаны существенные различия между субъектами Федерации по концентрации налогов и доле финансовой помощи в их доходах.


Чего ожидать от нового Бюджетного кодекса / В.А. Яговкина

Практика муниципального управления, №7, 2018

https://e.munuprav.ru/article.aspx?aid=658138

1) Минфин урегулировал вопросы зачисления в доход местного бюджета отдельных видов платежей, закрепил новый вид субсидий из местных бюджетов другим местным бюджетам, обязательную оценку эффективности налоговых расходов.
2) После принятия проекта БК органы местной власти должны будут разработать документ долговой политики муниципалитета. Что в него включить — читайте в статье.


Дотационность как фактор устойчивости региональных экономических систем / C.М. Казакова, А.А. Михайлова

Российский экономический журнал, №2, 2018

http://www.re-j.ru/archive/2018/2/article_498

В статье изучается влияние устойчивости бюджетной системы регионов на устойчивость их экономики и интенсивность экономического роста. На основе анализа данных Федеральной службы государственной статистики за период 1998–2016 гг. показано, что высокая устойчивость в периоды кризисов и наиболее интенсивный рост экономики наблюдаются в высокодотационных субъектах Российской Федерации. При этом зависимость между качеством управления финансами и ростом экономик таких регионов не выявляется.


Возврат субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания за счет иных средств учреждения / В.А. Яговкина

Актуальные проблемы российского права, №3, 2018

http://aprp-msal.ru/articles/article_104221.html?issue=apmag-3-2018

В статье рассмотрена проблема возможности возврата субсидии на выполне- ние государственного (муниципального) задания в случае недостаточности средств самой субсидии. По результатам проведенного исследования автор выражает мнение, что поря- док и условия возврата субсидии, в том числе в случае полного использования предоставлен- ных бюджетных средств, следует признать одним из обязательных элементов механизма финансирования государственных (муниципальных) услуг, без которого достижение эффек- тивности и целевого использования бюджетных средств будет недостаточным. При этом в случае возврата средств не за счет непосредственно субсидии, а за счет иных средств уч- реждения речь идет скорее о компенсации возвращаемой части субсидии, нежели о возврате собственно бюджетных ассигнований.


Отражение международного опыта регулирования развития городских территорий в российском праве / В.А. Яговкина, Н.А. Сентюрева

Муниципальное имущество: экономика, право, управление, №1, 2018

http://www.lawinfo.ru/catalog/contents/municipalnoe-imushestvo-ekonomika-pravo-upravlenie/1/

В статье представлена часть результатов научно-исследовательской работы по теме «Подходы к формированию государственной политики развития городов и городских агломераций», выполняемой в рамках госзадания в РАНХиГС при Президенте РФ в 2017 г., содержащая анализ закрепления в действующем российском праве путей достижения задач устойчивого развития городов по основным направлениям, зафиксированным в Новой программе развития городов ООН.


К вопросу об оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности / В.В. Климанов

Вопросы государственного и муниципального управления, №1, 2018

https://vgmu.hse.ru/2018--1/217689495.html

Рецензия на монографии, посвященные анализу и оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, вышедшие в издательстве «Дело» РАНХиГС в 2017 г.


Бюджетная открытость Российской Федерации в международном контексте: результаты 2017 года / В.В. Климанов, А.А. Михайлова, А.А. Беленчук

Журнал «Финансы», №2, 2018

http://www.finance-journal.ru/index.php?part=finance&num=201802

В статье рассматриваются результаты обследования бюджетной открытости в 2017 г., представленные Международным бюджетным партнерством в январе 2018 г., а также основные рекомендации по повышению открытости российского бюджета. Статья подготовлена в рамках исследования «Повышение открытости бюджета как элемент государственного управления», выполняемого в рамках государственного задания РАНХиГС.


Модель бюджетного федерализма Индии: сходство и различия с Россией / В.В. Климанов, А.А. Михайлова

Финансовый журнал, №1, 2018

http://www.nifi.ru/images/FILES/Journal/Archive/2018/1/statii_2018_1/fm_2018_1__05.pdf

В статье сравниваются индийская и российская модели бюджетного федерализма, охарактеризо- ваны основные схожие элементы и различия данных моделей. Рассмотрены виды межбюджетных трансфертов в каждой из стран, и сделаны выводы о межстрановых различиях в их предоставле- нии. Выявлена значимая роль, которую играют в доходной части бюджетов индийских штатов не только межбюджетные трансферты, но и поступления от доли налогов штатов в налоговых доходах центрального правительства.


Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру региональной экономики / А.А. Михайлова, В.В. Климанов, А.И. Сафина

Вопросы экономики, №1, 2018

http://www.vopreco.ru/rus/fresh.html#an5

В статье изучается влияние различных видов межбюджетных трансфертов на экономический рост в России. С использованием эконометрического аппарата показано, что российская практика свидетельствует о воздействии некоторых типов межбюджетных трансфертов на экономический рост. Кроме того, подтверждается гипотеза о трансформации структуры региональной экономики под влиянием трансфертов, передаваемых на конкретные цели. В частности, об этом говорит пример отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». 


Бюджетная политика 2017–2018 годов / В.В. Климанов

Бюджет, №1, 2018

http://bujet.ru/article/335214.php

Начало нового финансового года всегда вызывает желание критически оценить год уходящий. 2017-й и для федерального, и для региональных бюджетов выдался непростым, но все же более позитивным, чем мог бы быть.


Архив: 20242023202220212020201920182017201620152014201320122011201020092008200720062005200420032002
html счетчик посещений