RU | EN
Тел.: +7 (495) 691-67-89,
+7 (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Интервью и комментарии

Интервью и комментарии

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003

29 сентября 2016LifeNews

Все равны, но кто-то равнее. Как регионы строят «коммунизм» за счёт друг друга

Как известно, регионы в России делятся на две группы — дотационные и «доноры». К первой группе относятся те субъекты, в которых объём необходимых бюджетных выплат превышает объём поступающих налогов, поэтому таким регионам необходимы федеральные дотации. Ко второй группе относятся регионы с обратной ситуацией: объём налоговых сборов превышает объём необходимых бюджетных выплат, поэтому субъект отдаёт часть средств в федеральный бюджет и, соответственно, не получает дотации от государства.  

Регионами-«донорами» в этом году являются Москва, Московская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Республика Татарстан, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. 

Согласно проекту бюджета России на 2016 год, представленному на сайте Министерства финансов, самыми дотационными регионами в нашей стране являются Дагестан (46,7 млрд руб.), Якутия (43,2 млрд руб.), Камчатка (37,5 млрд руб.), Крым (22,3 млрд руб.), Чечня (22,2 млрд руб.), Алтайский край (16,9 млрд руб.), Тува (13,4 млрд руб.), Бурятия (13,2 млрд руб.), Ставропольский край (12,3 млрд руб.) и Башкортостан (11 млрд руб.). Общая сумма дотаций в регионы, выделенная Минфином на 2016 год, составляет 515 млрд рублей.

Суммы для большинства регионов, а именно 45, не превышают 6 млрд рублей. При этом прослеживается неравномерность распределения дотаций в регионах: так, десяти субъектам из 71 (именно столько регионов получает средства из федерального бюджета) достаётся более 45% от общей суммы дотаций. 

Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС Людмила Пронина объяснила Лайфу, как происходит расчёт размера дотации для каждого региона и почему некоторые субъекты получают намного больше других.

— В Минфине существует специальная методика, и изначально в Бюджетном кодексе расписаны принципы распределения дотаций — они называются дотациями бюджетной обеспеченности. В этой методике в первую очередь считается бюджетная обеспеченность всех территорий: делится налоговый потенциал территории на численность населения. Бюджетная обеспеченность во всех регионах разная и может превышать значения других субъектов в несколько раз, самая высокая в крупных промышленных центрах. В таких регионах, как Дагестан, где практически нет промышленности, только пастбищное животноводство, дотации могут достигать 90% от всей доходной базы, — рассказала Пронина. — В этой методике есть и стимулирующие коэффициенты: в принципе, дотации получают все регионы, даже «доноры». Но «доноры» получают дотацию по тому коэффициенту, который учитывает их стремление к собственному развитию — у них стимулирующие коэффициенты. По определённой формуле, достаточно сложной, высчитывается дотация для каждого региона.

— Уровень благосостояния высчитывается по механизму, с которым работают сами регионы. Этот механизм как раз для того, чтобы сравнить среднедушевой доход семьи с прожиточным минимумом в данном регионе. Этот прожиточный минимум устанавливает сама территория, поэтому он везде различен, — объяснила Людмила Пронина, добавив, что показатель качества жизни в регионе с дотациями бюджетной обеспеченности не связан. 

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов отмечает, что часто бюджетная неравномерность регионов зависит от качества государственного управления субъектом.

— Регионы могут находиться в более-менее равных условиях, но отличаться по качеству той экономической политики, которую в них проводят. В этой связи в число регионов с высокой трудовой нагрузкой, например, попадают не только высокодотационные, но и регионы, отличающиеся высоким уровнем бюджетной обеспеченности, как, например, Саратовская и Астраханская области или Республика Карелия. И часть причин того, что они тоже оказались в числе таких закредитованных регионов, связаны не только с доходами налогоплательщиков, но и с качеством государственного управления, которое складывается в этих регионах, — говорит эксперт. — Качество управления где-то имеет показатель выше, а где-то ниже. Где-то институциональная природа бизнеса развивается, хотя тоже денежных средств относительно немного, а где-то она тормозится.

Климанов отметил, что иногда ситуацию в субъекте очень сильно меняет приход активного губернатора. Он напомнил, что Владимирская область «далеко шагнула» с приходом к власти в регионе Светланы Орловой, которая «смогла достаточно кардинально изменить систему государственного правления».



https://life.ru/t/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/909698/vsie_ravny_no_kto-to_ravnieie_kak_rieghiony_stroiat_kommunizm_za_schiot_drugh_drugha

Архив: 2021202020192018201720162015201420132012201120102009200820072006200520042003
html счетчик посещений