RU | EN
Тел.1: (495) 691-67-89
Тел.2: (495) 691-67-05
E-mail:
Главная > Бюджетный процесс и межбюджетные отношения

Бюджетный процесс и межбюджетные отношения

Просмотреть новости по разделу

Институт принимает активное участие в распространении новаций в системе управления, которые на протяжении последних лет внедряются в самых разных сферах и затрагивают федеральный, региональный и местный уровни власти.

В 2015-2016 гг. сотрудники Института приняли участие в подготовке Доклада Совета Федерации и Министерства финансов Российской Федерации об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации.

К числу последних бюджетных новаций, апробированных при содействии Института на разных уровнях власти, относятся:

  • переход к новому формату государственных и муниципальных программ на различных уровнях государственного управления. Была проведена экспертиза проектов следующих государственных программ: «Региональная политика и федеративные отношения», «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • разработка программ повышения эффективности бюджетных расходов;
  • формирование бюджетных стратегий регионов и муниципалитетов и их согласование со стратегическими документами социально-экономического развития;
  • среднесрочное финансовое планирование, включая разработку среднесрочного финансового плана, переход на трехлетний бюджет, порядок прогнозирования доходов бюджета в различных социально-экономических сценариях, практику заключения среднесрочных контрактов, мониторинг потребности в государственных услугах;
  • внедрение программно-целевых принципов управления, включая доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы, показатели эффективности деятельности органов государственной власти;
  • разработка стандартов качества оказания государственных (муниципальных) услуг, административных регламентов;
  • новые механизмы финансирования бюджетных инвестиций, заключающиеся в оценке инвестиционных проектов на предмет их социальной и экономической эффективности, учете эксплуатационных расходов будущих периодов при принятии решения об осуществлении проекта, внедрении критериев для досрочного прекращения финансирования проекта;
  • оптимизация расходов бюджетов за счет внедрения технологии оказания государственных и муниципальных услуг негосударственными организациями, формирования государственного задания, создания автономных учреждений и организационно-финансового обеспечения их деятельности, формирование и ведение реестра и паспорта государственных и муниципальных услуг.

Институт оказывает консультационную поддержку органам государственной власти и местного самоуправления в части разработки и внедрения программного метода бюджетного планирования, при котором бюджетные средства распределяются по программам или стратегическим целям, а бюджетное планирование осуществляется на многолетней основе.

ИРОФ имеет большой опыт участия в конкурсах по закупкам продукции (товаров, работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд. Эксперты Института консультируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по вопросам размещения государственного и муниципального заказа, а также проводят лекции по данной тематике на профильных семинарах. В рамках проектов подготовки и реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов эксперты Института консультируют специалистов по вопросам внедрения и применения формализованных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В рамках основной деятельности сотрудниками Института проводится мониторинг размещения заказов федеральными, региональными и местными органами власти на выполнение научно-исследовательских работ и оказание консалтинговых услуг в сфере экономики и финансов.

Проблемы межбюджетного регулирования на региональном уровне являются объектом постоянного внимания Института. Среди реализованных проектов:

o    анализ механизмов и направлений финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации, выполненный по заказу Счетной палаты Российской Федерации в 2003 году, целью которого было определение целесообразности существования различных направлений оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований и выработка предложений по повышению эффективности механизмов ее предоставления из региональных бюджетов;

o    научные исследования в 2003-2005 годах по анализу взаимосвязи межбюджетных отноше­ний и экономического развития территорий, включая построение математических моделей, в рамках Программы поддержки независимых экономических аналитических центров в Российской Федерации;

o    проект, реализованный по заказу Минрегиона России в 2007 году по организации, научно-методическому сопровождению экспериментального внедрения на территории пилотных регионов и муниципальных образований методических рекомендаций и модельных правовых актов по осуществлению расходных полномочий органов местного самоуправления, организации бюджетного процесса и муниципального финансового контроля.

o    инвентаризация и анализ исполнения в субъектах Российской Федерации обязательств, ранее относившихся к предметам ведения Российской Федерации и переданных на уровень субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также обязательств, относящихся к предметам ведения Российской Федерации и переданных на исполнение субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям с финансированием из федерального и регионального бюджетов, проведеденная по заказу НИИ Счетной палаты Российской Федерации в 2012-2013 гг.

С целью визуализации внутреннего устройства системы межбю­джетных отношений и проблем, связанных с управлением данной системой, Институтом совместно со специалистами Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации в 2007 г. была разработана и успешно апробирована имитационная игра «Стратегия межбюджетных отношений на региональном уровне», позволяющая сотрудникам финансовых органов отработать навыки управления межбюджетными отношениями на региональном уровне.

Кроме того, были выполнены работы по консультированию финансовых органов Республик Бурятия и Мордовия, Амурской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Иркутской, Калужской, Кировской, Пензенской, Сахалинской областей, городов Братск, Калуга, Орск, Саранск, Сургут, Хабаровск, в том числе консультационно-аналитическое сопровождение программ реформирования общественных финансов по направлениям:

  • реформа бюджетного процесса и управления расходами;
  • бюджетный процесс, ориентированный на результат;
  • административная реформа;
  • реформирование государственного и муниципального секторов экономики;
  • совершенствование системы управления инвестициями;
  • создание условий для развития доходной базы;
  • повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
  • совершенствование долговой политики;
  • межбюджетные отношения;
  • среднесрочное финансовое планирование.

С участием экспертов ИРОФ в регионах совершенствовалась система распределения межбюджетных трансфертов путем формализации и учета объективных показателей бюджетной обеспеченности и налогового потенциала территорий, а в городах проводился комплекс мероприятий по оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства и реформированию транспортного обслуживания.

Самые значимые мероприятия, проведенные Институтом, заключались во внедрении бюджетного процесса, ориентированного на результат: переход к программно-целевому бюджетированию, разработка докладов о результатах и основных направлениях деятельности ведомств, среднесрочное планирование, ведомственные целевые программы, создание системы учета потребности в государственных (муниципальных) услугах, стандарты качества предоставления государственных (муниципальных) услуг.

html счетчик посещений